Детство моё, постой...

Mar 11, 2020 01:04

Нет человека, который мог бы вспомнить всё, что с ним случалось в детстве. Часто в памяти остаются лишь единичные картинки. Мы не можем вспомнить конкретные события, но всегда помним об ощущении счастья, радости, страха или отчаяния, испытанных нами в детстве.
Учёные считают, что фрагменты  событий ребенок помнит приблизительно  с 3, 5 лет.
Я сегодня покопалась в своей долговременной памяти и вытащила из неё некоторые моменты. И действительно, все эти моменты связаны  прежде всего с ощущениями и эмоциями.
Самый ранний эпизод - это поездка с отцом на велосипеде. Скорее всего, мне тогда  было около четырёх лет. Отец посадил меня на самодельное небольшое кресло, припаянное к раме перед рулём. Куда он ехал, не помню, но помню ощущение огромности мира, который тогда распахнулся передо мной. Ведь до этого был только дом, двор, часть улицы. И вдруг оказалось, что мир такой огромный, и мне совсем не страшно, ибо рядом отец, и он, знает, как в этом мире ориентироваться. Это было потрясающе-ново для меня, потому, видимо, не стёрлось из памяти, ибо ощущение новизны даёт нам стимул  жить дальше.
В раннем детстве меня не баловали новыми покупками и подарками. Советская деревня начала шестидесятых прошлого века не роскошествовала.  В колхозе- трудодни, вместо денег -  натуральная оплата. И когда отец стал работать на строившейся тогда Берёзовской ГРЭС, он купил мне мягкие кожаные ботиночки. Я побежала хвастаться к своей младшей двоюродной сестре, дом которой находился рядом с нашим. В это время её отец, мой родной дядя, работал на верстаке.
Вы знаете, что такое верстак?  Ни один уважающий себя столяр не обходился в то время без него. А мой отец и дядя были прекрасными столярами: до сих пор у меня стоит отцовский самодельный стол и тумбочка с шуфлядкой для хранения документов.
Дядя тогда что-то строгал фуганком, и красивые. жёлтые, кружевные стружки падали на пол. Ах, как  пахли  эти стружки!  На полу их скопилась целая куча, и в ней с упоением ползали моя сестрёнка и её младший братик, визжа и разбрасывая стружку по сторонам.
Могла ли я пропустить это увлекательнейшее занятие? Конечно, нет! И, забыв о новых ботиночках, я опустилась на колени  и с удовольствием присоединилась к этой шебутной компании,  а в конечном итоге носки ботинок были нещадно содраны.
Нет, родители меня не наказали, лишь посмеялись.Они не читали  умных книжек по воспитанию, не одёргивали окриками" туда не ходи", "этого не делай". Они руководствовались высшей мудростью: не лишать нас простых детских радостей и возможности самим  познавать этот удивительный, окружающий нас мир.
А вы помните свою первую игрушку? Любая девочка прежде всего мечтает о кукле, хотя, возможно, могут быть и исключения.
Мне очень хотелось иметь пупса, который я однажды увидела в магазине деда Николая. Дед Николай был продавцом ещё при Польше, имел собственную лавку, и ему разрешили торговать при Союзе после войны, конечно, не в частном порядке. За неимением специального помещения , магазин открыли в его доме, оборудовав под это комнату. Дед Николай был "магазинщиком" до самой пенсии, перебравшись после торговать в новое здание. Но сельчане продолжали говорить, что покупали хлеб у Николая, привезли ситец Николаю, и так далее.
Я очень благодарна до сих пор этому человеку за то, что позволял мне, пока мать делала покупки, несколько минут поиграть этим целулоидным голышом. Купить мне куклу тогда родители не могли - это было накладно для семейного бюджета. Зато потом отец уехал на заработки в Украину, и привёз мне куклу, туловище которой было тряпичное, а голова, руки и ноги, как у настоящей куклы.А до этого, играя в дочки-матери, мы с сестёнкой довольствовались камнем, который почему-то назвали папка, пеленали его, баюкали,  давая волю своей фантазии...
И особняком в моей памяти хранится история, когда я чуть не утонула. До сих пор вижу в этом какую-то мистику. Мне около пяти лет, плавать, естественно, я не умею. За сараями метрах в пятидесяти находится "лужок" - низкое место, весной заполнявшееся водой, которая держалась почти всё лето.  Кругом колхозное поле.В центре лужка выкопан колодец, укрепленный брёвнами. Когда, случалось жаркое лето, и лужок высыхал, из колодца, где вода продолжала держаться, брали воду для полива огородов. Во время разлива колодец часто помечали палкой, чтобы кто-нибудь  в него не провалился. Родители предупреждали детей, любящих  плескаться в тёплой воде, чтобы по центру  лужка не ходили. А я решила показать свою смелость , сказав сестре, что перейду мелкий  лужок  именно по центру. Знака не было видно из-за камышей.
Сказано- сделано.  Я ухаю в этот колодец и опускаюсь вниз.
Глаза мои открыты, вода зелёная, и меня удивляет её цвет и то, что, оказывается в воде можно видеть.Время словно замедлилось, я плавно опускаюсь на дно и продолжаю удивляться тому, что мне почти комфортно, я не захлёбываюсь. Дно кажется далёким, и мелькает мысль: ведь я же тону!
Продолжаю размышлять: что же предпринять, чтобы не утонуть? Надо выплыть, а чтобы выплыть, надо хвататься руками за воду- я много раз наблюдала, как плавают взрослые на озере.
Я стала размахивать руками, кое-где цеплялась за бревна. Выплыла, взглянула и вижу, как сестричка с криком" Нина утонула!" бежит домой.
Вот тут я только испугалась. Представила, как влетит мне дома, и с рёвом двинулась  следом ...
Дома мать не успела опомниться, как я, зареванная и мокрая, возникла в дверях. Наказание ограничилось выговором и криком.
После, поврослев, я долго размышляла, откуда в голове возникли те мысли о том, как надо спастись, и почему я не захлебнулась? Падение было неожиданным, и я успела вдохнуть воздух? Почему я видела в воде? Почему то падение  казалось таким долгим? Может, действительно, время замедляется во время опасности, чтобы человек успел принять решение?
Как бы там ни было, но я воды по-прежнему  не боялось.  Наооборот, я снова стала искать приключения на свою пятую точку, и вскоре научилась плавать. Сначала -по-лягушачьи, как все дети. Потом уже по-взрослому. А в юности научилась лежать на воде, практически, как поплавок.Могу лежать на спине долго, не шевеля руками и ногами, могу подложить руки под голову. Главное, чтобы волна не перехлёстывала через лицо. Мои родные удивляются, у них так не получается. А весь секрет в том, чтобы не бояться опустить голову в воду так, чтобы наверху оказалось только лицо и ещё ровно выпрямить спину. Центр тяжести уравновесится, и вода будет тебя выталкивать наверх.
Воспоминания детства...Они такие далёкие, и то же время близкие. Они долго лежат , казалось бы уже навсегда похороненные под слоем последующих событий жизни и вдруг выстреливают, как ружьё, висящее на стене, которому суждено обязательно когда-то выстрелить.Они - тот чистый исток, с котого начинался наш путь к прекрасному далёку.
 И если бы люди почаще вспоминали  себя в детстве, может быть, стало бы неудобно за некоторые свои поступки во взрослом мире.
Не судите строго за откровенность. Откровенничать порой так необходимо...


размышлизмы

Previous post Next post
Up