Почему белорусы - не русские

Dec 12, 2019 20:00

В связи с предстоящей, то ли интеграцией Беларуси и России в Союзное государство, то ли  наооборот, статьи в интернете пошли очень кучно: от полного неприятия процесса, до " посмотрим", "может быть" и  безапеляционного, что  белорусы- это русские. И это мнение в комментариях встречается очень часто без малейшей попытки доказательств.
Я хочу познакомить вас о одной интересной статьёй, в которой автор пытается показать, что белорусы - это не русские. Хотя некоторые тезисы этой статьи я не разделяю, но в целом соглашусь, что мы всё-таки разные народы.

"Сколько раз вы слышали рассуждения о «загадочной русской душе». Но скорей всего, вам не попадались глубокомысленные сентенции о загадочности белорусской души.
Потому что мы, белорусы, не любим быть загадочными. Мы практичные и прагматичные, мы нацелены внутрь себя, а не на мессианское служение всему миру, пишет Виталий Цыганков. В этом материале - лирическое и не только сравнение национальных характеров белорусов и русских.
Один белорусский публицист как-то заметил простую, но красноречивую закономерность. Когда белорус заходит в полупустой вагон электрички, то старается найти место подальше от других людей. Сесть себе спокойно и никого не трогать. Русский человек в такой же ситуации сядет рядом с другими пассажирами. Чтобы общаться.
Согласитесь, все, что мы знаем о себе, свидетельствует: белорусы прежде всего обращены внутрь себя, на свои собственные (иногда маленькие и мелкие, далеко не «мировые») проблемы.Наша пресловутая чистота на улицах, хорошие дороги, аккуратные поля, огороды и цветники на дачах - все это направленность «в себя любимого», а не «в мир».
Ширина русской души, «вселенская отзывчивость» - «мы, русские, живем для того, чтобы спасти весь мир», «я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать» - белорусам это абсолютно не свойственно. Основным отличием русского человека от белоруса является чрезмерная эмоциональность, часто переходящая в максимализм и крайность суждений. Белорус в этом смысле - полная противоположность: практичен, не любит крайностей. Белорусский национальный характер выделяется устойчивостью, лишенной прыжков от радикальной революционности к радикальному же консерватизму (как это случается с россиянами даже в рамках одного поколения). Аркадзь Смолич писал, что белорус «не имеет в характере того риска, открытой и грубой простоты, характерных для московца». Белорус не будет сносить старый дом, пока не построит новый.
В общем, если говорить схематично, то белорусы в массе своей - флегматики, русские - холерики. Белорус не кричит - он стонет. Иногда молча…
Белорусы - люди компромиссов. Любой журналист знаком с этой типично белорусской ситуацией, когда в эфир приглашаются два принципиальных оппонента, которые перед этим в прессе или социальных сетях от души чехвостили друг друга, обмениваясь самыми резкими «комплиментами». Однако посаженные друг против друга за один дискуссионный стол, они, к разочарованию организаторов передачи, вежливо и спокойно ведут беседу, обращаясь к своему оппоненту исключительно по-джентльменски: «Я хацеў бы запярэчыць шаноўнаму спадару Х»... Сейчас белорусские государственные телеканалы пытаются внедрить во время политических ток-шоу московский стиль, не понимая, видимо, насколько это не подходит белорусской манере дискуссии.
Возвращаясь к той самой загадочной русской душе, нельзя не упомянуть тягу к крайностям (все либо ничего), максимализм, презрение к различным ограничениям- черты, присущие,по мнению многих мыслителей, русскому национальному характеру. А может, все это просто результат российских территориальных масштабов, как сказал Чаадаев: «Мы лишь геологический продукт обширных пространств».
Впрочем, умные люди утверждают: причина исторического российского стремления к экспансии и расширению довольно прозаична - климат и земля. Земля за Смоленском - сплошная глина, на которой хорошо растет только трава. Летом после небольшого дождя лужи будут стоять неделю и больше. «Свой кут» где-нибудь под Пермью не позволяет выжить в одиночку. Отсюда и коллективизм (община), и экспансия, и рабский труд.
«В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны», - писал русский философ Николай Бердяев.
А с белорусской природой, равнинами, лесами и болотами связывают такие национальные черты белорусов, как толерантность, памяркоўнасць, разважлівасць, отсутствие склонности к принятию быстрых и поспешных решений. Белорусы вынуждены были расселяться небольшими общинами (хуторами), состоящими буквально из нескольких домов. В любом случае, у белорусов с их исконной мечтой из коласовской «Новай зямлі» «купіць зямлю, прыдбаць свой кут» никакой «глобальной ширины» не наблюдается.
Белорусы в большинстве настолько прагматичны и осторожны, что это раздражает то пассионарное меньшинство нации, которое подобный прозаический прагматизм не воспринимает.
Белорусов не зря назвали «немцами среди славян». А сегодня, кстати говоря, белорусы, как показывает социология, больше всех европейских народов уважают именно немцев. Не итальянцев, не англичан, не голландцев, а именно немцев. Почему? Ну уж не за свободу прессы, демократию и прием мигрантов, конечно. А потому что у немцев «порядок» - главный белорусский культ. Белорусы его утрировали и возвели в абсолют, у нас даже участники несанкционированных шествий переходят улицу только на зеленый сигнал светофора.
В России хотя бы «строгость законов смягчается необязательностью их исполнения». Но в Беларуси к любому установленному правилу относятся с максимальной серьезностью. У нас всевозможные инструкции с маниакальным удовольствием выпускает каждое белорусское ведомство, заставляя сограждан «ходить строем». Что регламентируется? Да все: нельзя фотографировать объекты, нельзя предпринимателям брать родственников на работу, нельзя петь в переходах, нельзя переходить пешком государственную границу, сотни других «нельзя», которые существуют только в Беларуси - это ведь не инопланетяне их придумывают, а те чиновники, которые воспитаны в поклонении «порядку».
Впрочем, это мы уже незаметно переходим к другой теме - о том, как наши недостатки, как и у каждой нации, являются продолжением наших достоинств. И все условно положительные качества белорусов плавно перетекают в свои нерадостные противоположности: толерантность - в нерешительность, индивидуализм - в равнодушие и провинциализм, прагматизм - в ограниченность, самокритичность - в самоедство и самоунижение, «порядок» - в полицейское государство.
Что поделать, нет в мире совершенства..."
Виталий Цыганков https://www.sn-plus.com/ru/page/mainevents/9807/

PS
От себя добавлю, что вряд ли простые русские люди думают о своем " мессианстве", также как и большинство белорусов задумывается о полицейской сути своего государства.. Это свойственно только пассионариям, как верно отметил автор статьи. Но различия в характере подмечены правильно. Вот у нас в деревне проживает россиянка, вышедшая замуж за белоруса, всю жизнь проработавшая в России и переехавшая после выхода на пенсию вместе с мужем на его родину. Муж умер, дочь в Минске, сын в Сочи, она осталась жить здесь. Работала некоторое время в Магадане, потому и кличут её все "магаданкой".Женщина  очень общительная,  ей до всего есть дело. Она может запросто воспитывать соседа- алкоголика,  и тут же принести ему испеченные булочки, ибо ведь голодный после запоя. Она любит давать советы и делать замечания.
И странное дело: если бы это сделал белорус-односельчанин, его бы могли послать, а её   выслушивают, хотя, возможно сделают по-своему. Вот здесь, на бытовом уровне проявляется та русская общинностьи  срабатывает наша знаменитая толерантность: ибо  магаданка хотя и замужем за белорусом, но всё же гостья, а с гостями необходимо быть вежливыми,


размышлизмы

Previous post Next post
Up