посмотрела вчера "Меланхолию". и, кажется, хочу ее снова увидеть.
я никогда не любила Триера, признавала его дарование и даже величие, но как-то по принуждению что ли, а тут на тебе - влюбилась. по-настоящему.
с ним что-то случилось. что-то очень интересное, и мне дико хочется узнать, что. Триер всегда был садистом - как и Ханеке, во всех своих фильмах он заставлял корчащегося от боли зрителя съедать без остатка все то, что он ему заготовил. а когда отказывали привычные рецепторы восприятия - глаза и уши, казалось, что тебя нашпигуют его фильмом и другим способом. зритель плакал, блевал, но исправно кушал и испытывал при этом какое-то странное и поразительное по силе своей удовольствие, сродни,
вероятно, тому, что чувствуют поборники мазохизма во время исполнения своих самых дерзких желаний. то есть катарсис у Триера всегда наступал как вознаграждение для тех, кто претерпел все муки ада.
в "Меланхолии" все иначе. тебя не насилуют смыслами, достоверной картиной мира и человеческими пороками. здесь нет такого: ты что, не понял, урод, что мы все мы катимся в бездну? (удар под ребра - а! - удар в лицо, удар по печени, кровавая пена - белый коридор, тоннель, бог). здесь да, безусловно, мы тоже катимся в бездну, но как-то на равных с режиссером, он нас приглашает туда, ясно показывая, что все будет так, исхода нет, и ты соглашаешься, и падаешь сознательно, и тебе грустно, невыносимо, и ты плачешь, тебе жалко весь мир, и героев фильма, и себя, но ты при этом остаешься человеком.
Апокалипсис как предчувствие - по-моему, нет темы, лучше отражающей наше время. я давно о нем думаю.