Dec 05, 2009 03:03
Поговорим о динамичном образе изделия из войлока на примере шарфа
Хочется верить, что изложенные здесь мысли помогут мастерицам более творчески подойти к валянию )) Натолкнули меня на идею написать этот материал скучные шарфики, которые периодически проскальзывают на войлок_ру.
Множество раз я встречала в сообществе фотографии шарфика и радостную подпись под ней - «вот сваляла, все в восторге». Смотрю на фото и вижу чаще всего однотонное нечто, совершенно непропорциональное, строго симметричное изделие, плоское и настолько статичное по восприятию, что проще сказать - монументальное - творение. Скульптура шарфа. Мне становится грустно, но замечание делать неудобно, да и советы никто не просит, так что оставляю запись без комментариев, чтобы не обидеть хорошего человека. Часто бывают и очень симпатичные фактуры, но сами изделия очень статичны, как будто вырезаны из картона.
Почему возникает такое чувство? Видимо, у людей мало фантазии, или не хватает опыта, или знаний, а может быть, они просто не задумываются, валяют и все. А ведь достаточно проявить немного фантазии, потратить лишние полчаса - и вещь станет неузнаваемой совершенно.
Идея написать материал по этой теме возникла давно, уже месяца два я обдумывала, в какую форму заключить свои мысли - в таблицу, текст, рисунок? Хочется, чтобы информация воспринималась легко, без заморочек. И как же ее упаковать? В общем, вот, что у меня получилось.
Текст, похоже, будет длинный, поэтому я, скорее всего, буду печатать его с продолжением.
Я постаралась расположить пункты таким образом, чтобы они следовали по мере усложнения технологии валяния, т.е. шли от простого - к сложному. Разумеется, кто-то со мной не согласится, но я не претендую на абсолютную истину, просто излагаю свою точку зрения.
1. Качество и количество шерсти
Итак, чтобы у нас вышел красивый во всех отношениях шарф, перво-наперво (и это есть самое простое) нам надо определить, какая шерсть пойдет для его изготовления.
Шарф - существо деликатное, и что бы там не говорили про троицкую шерсть или меринос 28 микрон, но я не соглашусь никогда, что владелец шарфа должен чесаться и ежится в объятиях нашего творения. Никакой эпитет типа «шарфик бодрит», «почти не колется» и пр. не могут оправдать это свойство. Колючая и грубая шерсть на не подходит, ведь никто же не делает, пардон, трусы из брезента, и ясно, почему. Вот и шарф должен соответствовать определенным требованиям, т.к. он соприкасается с кожей. ЭТО ВАЖНО. При этом, я не спорю, что грубая шерсть может использоваться в шарфах - для создания эффектов, акцентов и пр. - почему нет?
В общем, чтобы не повалять и выбросить, а сделать и пользоваться - проверьте шерсть. Сделать это элементарно - образец, желательно не с наперсток размером - ничего не поймете, лучше - 20х20 см в готовом виде (уже свалянный). Делается 5 минут, и усадку рассчитаете, и толщину, и проверите «колючие» свойства шерсти.
Будем считать, что с шерстью разобрались, и это было самое простое (мы еще вернемся к составу материалов, но позже).
Вроде пора бежать валять, ан нет. Кроме того, что мы нашли нужную шерсть, надо еще убедиться, что ее ХВАТАЕТ. Тут советовать нельзя - все зависит от размера, желаемой толщины и пр. В среднем (у меня) на хороший длинный шарф уходит не меньше 100 грамм. Я делаю большие вещи. В общем, если сомневаетесь - лучше отложите шерсть и возьмите другую. Или. . вот это тоже важно - если есть сомнения, что шерсти может не хватить - продумайте следующие пути отступления - изменить пропорции шарфа ( сделать его короче и уже), найти к нему на всякий случай шерсть-компаньон и на «нехвативший» хвост пойдет другая шерсть.. а вы будете говорить, что «так и было задумано».
Ну, вроде с этим моментом все. Мы еще даже не начали валять, а уже избежали две серьезнейших ошибки.
2. Этот пункт назовем «Физические свойства войлока». Что я имею в виду. Никакой дизайн, самый что ни есть дизайнерский, не спасет вещь, если она
a. плохо сваляна
b. плохо разложена
c. или изготовлена из неправильного количества слоев.
С пунктом 2с успешно справится образец из пункта 1. Чем не способ? С пунктами 2а и 2b - более долгая песня. Раскладка, по моему скромному мнению - это более половины успеха. Рецепт простой - сначала вы тратите уйму времени и будете каждую прядь вымерять, а потом это придет с опытом. Про раскладку я еще буду писать отдельно, не в этом посте. Здесь будем считать, что все себе примерно представляют, как должна правильно трепаться шерсть. Насчет «плохо сваляна» у меня уже есть пост, где я попыталась собрать все признаки хорошо свалянного войлока. Кто не читал - посмотрите, если интересно.
Итак, принимаем к вниманию, что красивый шарф должен быть довалян до кондиции, иметь нормальную толщину (его нельзя ставить в угол), и быть без незапланированных (подчеркиваю приставку «не») проплешин, лысин и дыр - тех самых «радостей», которые приносит нам неаккуратная раскладка.
Почему этот пункт идет под номером 2? Это, безусловно сложные моменты - аккуратно разложить шерсть, хорошо свалять. Никто не спорит. Но это скорее не творческий, а технологический аспект, один раз освоив технологию, мы можем произвести кучу скучных одинаковых прекрасно свалянных шарфов. Однако, нас хоть никто уже не упрекнет в плохом качестве наших безликих изделий )).. уже хорошо!
3. Пропорции
Боже! Это ужас. Повсеместно неправильные пропорции - я не художник, не скульптор, не архитектор, и вообще далека от «искусственных» сфер. Но я понимаю, что такое пропорции, и для этого необязательно заканчивать художественную школу. Зачем делать шарф, который по длине почти не отличается от ширины? Как его носить? И почему так выходит? Чем меньше разница между длиной и шириной шарфа, тем шарф ужаснее. Лучше тонкий как нитка, но длинный, чем короткий и широкий.
Вижу две причины: одна печальная - лень, неохота копаться, итак сойдет. Вторая - неправильный расчет. Но уж до такой степени неправильный, что мне кажется, что там и не было никакого расчета вовсе, скорее всего, прикинуто на глаз. Может быть, стоит на бумаге просчитать размеры, когда видишь написанные цифры - это дисциплинирует. А правильный расчет нам поможет сделать образец из п.1. Хотя правильно замечают девушки - в образце войлок ведет себя малость по-другому, чем в готовой вещи. Однако, не настолько по-другому, чтобы образцом пренебречь. Необязательно к каждому шарфу делать образец, если шерсть одинаковой выработки, и раскладка одинаковая, то расчеты сделайте один раз, и этого хватит. Кстати, не забудьте пометить, где на образце верх-низ, право-лево. Это к тому, что если нечетное количество слоев, то садиться будет неравномерно, в зависимости от того, каких слоев больше - продольных или поперечных. Это, кстати, важное замечание.
Что еще можно на эту тему сказать. Ну, что 30% усадка в среднем - ну хотя бы это имейте в виду, хотя шарфы, по-моему, садятся даже немного больше у меня. Еще - лучше сделать чуть длиннее и, бог с ним, отрезать потом (кощунство!), чем сварганить кургузый шарф и притворяться, что все окей.
Итак, пропорции крайне важны, уже одни только размеры изделия могут придать ему привлекательность и динамичность, живость. По-моему это совсем несложно, ваше мнение?
Дальше у меня еще запланировано 7 характеристик, а может в процессе еще что-то в голову придет, не знаю, как дело пойдет..
Времени до Ладьи остается совсем мало, а так хочется еще вещичек навалять. Не успею ((