Но пост не про природу. Я уже такая окуклившаяся после снегов, льда и мороза, что пределы квартиры покидаю по обязанности - ну надо же окружающей натурой интересоваться! Томь никак не вскроется - вода поверу бежит, все окружающие деревни, что в низинах, позалиты, на лодках перемещается народ...
«Эвакуатора» Дм. Быкова дочитала. Понравились стихи, которые, как в «Докторе Живаго», помещены в конце повести. А вся интрига (блин) заканчивается (как часто у Быкова) трухой.
Оказывается, весь фантастический сюжет - это «игры разума»: два любовника (вполне земляне) Катерина и Игорь развлекают друга друга шуточной игрой, на ходу придумывая и сюжет, и развитие его. Доходят до «релакации» группы землян на чудо планету (родину - типа - Игоря), а там свой катаклизм, оттуда тоже все эвакуируются. Земляне пытаются обосноваться сами, но опять возникают тёрки в колонии, любовники улетают на соседние планеты, везде то же самое (не могут типа люди жить в счастливой среде, или меж собой начинают воевать, либо на них другие нападают). Наигравшись, Катька Игоря покидает, отправляется к своим мужу и дочке. Вздор какой-то!
Для меня вывод (моральный) - кого выбрал, с тем и живи. Почему-то ты ж его выбрал. Выбираешь-то сердцем (или мозгом? Что не исключено. Как мозг тебе маршрут строит - куда ногой ступить, так он тебе и спутника по жизни указывает. А если и у того мозг так же работает, то тут вам и счастье).
Слушаю Моэмовское «Бремя страстей человеческих». Вот Филип: «Наконец они взобрались на холм и увидели внизу перед собой долину Рейна, залитую солнцем. Просторные дали словно искрились в золотых лучах; змеилась серебристая лента реки, а по берегам ее были разбросаны города. В том уголке Кента, где жил Филип, не было таких просторов, одно только море открывало глазу дальние горизонты; неоглядная ширь, лежавшая перед Филипом, приводила его в какой-то неизъяснимый восторг. Он вдруг ощутил себя словно окрыленным. Сам того не понимая, он впервые испытал чистое, ни с чем другим не смешанное чувство красоты».
Это ж гумилёвское «Шестое чувство»! Для меня, кажется, это чувств родилось от «Неаполитанского танца» Чайковского, прозвучавшего, когда я училась во втором классе (т.е. 9-10 лет), в семь утра, как заставка к утренней зарядке. Я была там им восхищена, что даже хотела написать на радио, чтобы сделать заявку в концерт по заявкам радиослушателей (тогда мало у кого дома были проигрывающие устройства - патефоны или граммофоны). Так и хотела написать - «Ту музыку, которая была перед утренней зарядкой такого-то числа». Понятно, что я не знала название мелодии, узнала её гораздо позже.
Что вдруг во мне тогда произошло? «Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать…». Отчего же вдруг такой восторг? В мозгу зацепились какие-то нейроны, и в центр наслаждения прошел включающий его сигнал? А почему?
И как связать восторг, охвативший меня во сне, когда я осознала, что вижу Богородицу, с замкнувшимися друг на друге нейронами и возникшим от этого сигналом, пошедшим в этот центр? Если музыка, пейзаж - это какие-никакие материальные субъекты (музыка - частотные волны), то сон - это же просто неконтролируемая деятельность мозга, подсознание.
Образ Марии в голубой одежде на фоне белого, светового пространства (чуть выгнутый мост с перилами по одной стороне как бы среди камней, освещённых солнцем, ни единого деревца, а внизу бледно-голубая река) - это же тоже деятельность мозга.
Откуда в нём вообще этот центр восторга, включающийся не от рецепторов, помогающих выживанию (еды-питья-секса…), а от картин, звуков, запахов? И уж от сознания: «То же там, на мосту - Богородица!» - тут-то что? Атеистка, Библию не читавшая - что мне до женщины в синем из сна, чтобы при слове «Богородица», возникшем в голове, вдруг чуть задохнуться от счастья и потом долго-долго отходить?
На Татьяну Владимировну Черниговскую одна и надежда, хотя она тоже все свои лекции вопрошает: что это такое - наш мозг?!