Дочитала «Камероны» Роберта Крайтона.
19-ый век, семейная сага о шахтёрской семье, Шотландия. Тяжело жили люди. За право работать в тяжелейших условиях готовы терпеть любые унижения и неприязнь тех, кому они добывали богатство.
Мы этого не знали, родившись в стране, строящей социализм, сейчас вспоминаемой, как отрицательный опыт в истории страны.
Но если принять, что перед Октябрьской революцией и в нашем государстве были подобные порядки - фактически - эта наглость хозяев (о высшей справедливости никто и не вспоминает) не могла не привести к взрыву.
Только в книге не взрыв, а упорная, в рамках закона, борьба с несправедливостью.
Сейчас мы эту революцию в 17-ом поминаем недоброй памятью, а в России навряд ли можно было иначе - законы как тогда не выполнялись, так и сейчас: подкуп, коррупция. На Западе никто подкупать никого не желал - у низов не было лишних денег, у верхов - жадность не давала. Но судьи блюли свою честь и судили, как должно. По меньшей мере, в книге так.
Отсудив сумму раза в три меньше ожидаемой за полученное на работе увечье, глава семьи решается покинуть Шотландию и плыть всем кагалом в Америку.
Так решилась проблема это злополучной, работящей семьи с незаурядными личностями, воплотившимися и в родителях, и в детях.
Жизнь ради исполнения постулата: «Человек должен есть. И дети его должны есть» - стала для Камеронов не приемлемой.
Ничего не отчеркнула, что делаю обычно с понравившейся фразой, мыслью ли...
Просто было интересно читать про семью, как люди выживали. И как отдельной семье надоело жить ради выполнения этого постулата.
Как родилось, росло и выкристаллизовалось осознание, что они и способны на большее, и могут в этой жизни, честно трудясь, от неё получить гораздо больше.