Эта история, включающая в себя жанр эпистолярного, чуть-чуть детективного, исследования, не могла никак состояться без интернета, потому что только возможности этого чуда двадцатого-двадцать первого веков оказались способными связать все её нити.
Начало ей положило появление в журнале одного из моих интернетовских знакомых стихов неизвестного мне поэта, в которых упоминались детали, относящиеся к интересовавшему меня тогда писателю, поэту и философу Даниилу Андрееву. Я заинтересовалась стихами, одобрительно о них отозвалась. Оказалось, что на те же страницы интернетовского знакомого заглядывал и сам поэт. Естественно, он поблагодарил за внимание к его творчеству и дал ссылку на сайты в интернете, где его стихи помещены. Имя моего нового знакомого было Максим Лаврентьев.
У нас с поэтом завязалась переписка, обычная для литератора и его читателя.
В переписке мы не только говорили о стихах Максима, но и продолжили обоих нас интересовавшую тему трагической судьбы Даниила Андреева, автора книги «Роза Мира».
Вот что написал Максим Лаврентьев в одном из своих писем:
«… А я, знаете ли, общаюсь с "Розой" уже лет 15. Да, мне точно было 15-16 лет, когда я впервые ее прочитал. Но больше всего меня поразила личность и судьба Даниила Андреева. Вышло так, что моя семья была почти целиком репрессирована и уничтожена. Андреев - романтический юноша, устоявший перед всеми ужасами советско-сталинской реальности - напоминает мне моего отца.
Думаю, Вам будет небезынтересно взглянуть на следующую статейку:
http://www.litrossia.ru/latest/history/3164.html» Я прочла «статейку», фрагмент из которой сюда помещаю, чтобы было понятно, о чём она.
«Недавно в Интернете я набрёл на небольшую статейку, в которой излагалась «подлинная» история создания знаменитой военной песни «На позиции девушка...» («Огонёк»). Автором музыки к тексту Михаила Исаковского был назван Никитенко. Эту фамилию я обнаружил и в некоторых партитурах, хотя в большинстве случаев всё же стояло: «Музыка народная». И тут я снова задумался о судьбе моего отца.
Я вспомнил восемьдесят пятый год. В том году отмечалось сорокалетие Победы, и по телевидению демонстрировались передачи, посвящённые великой дате. Одна из этих передач чрезвычайно взволновала моего отца. Он написал письмо и, пользуясь своими связями (некогда он работал дирижёром в оркестре народных инструментов Гостелерадио СССР), передал его по назначению. Мне удалось обнаружить в бумагах отца только отрывок из этого письма, однако достаточно проясняющий ситуацию.
«Уважаемый товарищ редактор! - писал мой отец. - 22 июня сего года по первой программе Центрального телевидения прошла музыкальная передача «Для вас, ветераны!». В тексте передачи утверждается, будто песня «На позиции девушка...» создана на артиллерийской батарее, хотя музыковедам известно, что эта песня пришла из авиационной части, о чём ещё в 60-е годы говорил Б.Мокроусов. Кроме того, в передаче утверждается, будто автором музыки является некто Никитенко, хотя до сих пор считалось, что музыка народная. Именно поэтому считаю своим долгом внести необходимую ясность, чтобы прекратить всякие кривотолки и дезинформацию...»
И далее в статье приводились факты, свидетельствующие, что автором музыки к военной песне «На позиции девушка…» является Игорь Лаврентьев, отец Максима Лаврентьева, а статья эта написана самим Максимом.
Поблагодарив Максима за интересную статью, я сосредоточилась на его новых стихах, и уже им была посвящена наша переписка на страницах Живого Журнала.
История с песней возобновилась чуть позже, когда я на своей странице стала помещать песни из очень старого сборника «Русские советские песни», выпущенного в Москве ещё в 1952 году. Зачем я это делала - это к делу в данный момент не относится и будет пояснено ниже. Дойдя до песни «Огонёк» из этого сборника, я обнаружила, что в песеннике в строке, где печатается фамилия композитора, стояло - «Музыка народная». Полагая, что восстанавливаю справедливость, я в перепечатке поставила композитора - Игорь Лаврентьев и в доказательство правомерности своего исправления дала ссылку на статью Максима.
Прошло ещё сколько-то времени (года полтора, не меньше), и в комментариях к сообщению о песне «Огонёк» я, с немалым изумлением, прочитала вот что:
Акитоси Накасима (это автор комментария).
«Очень приятно! Меня зовут Акитоси Накасима,японец,хоровой дирижёр.
Прочитал Вашу статью с большим интересом.Автор песни "Огонёк" не В.Никитенко,но И.Лаврентьев?
До сих пор я считал,что Никитенко автором,потому что я прочитал статью об этом в газете Панорамма.И в песеннике "Сиреневый туман"(Санкт-Петербург.2003) написано так... »
(Продолжение будет)