Jul 26, 2006 00:26
Вот хорошая мысль из книги Аллы Андреевой «Плавание к Небесному Кремлю»: «Как бы ни отодвигал себя художник на задний план, передавая гармонию мира в картине, в льющемся на него потоке музыки или поэтических строк, он не уйдет от себя самого как инструмента, передающего услышанное. Ответственность заключается в смысле того, чему дает форму художник: Свету или Тьме, работает он во славу Божью или в помощь дьяволу. Ничего третьего на Земле нет, нет никакого самостоятельного существования человека - только Свет и Тьма, Бог и противобог, и человек выбирает между ними». Это «присоединение» к мнению ДА, что иногда художникм лучше было бы не создавать некоторые произведения (Врубель с его циклом картин о Демоне, композитор Скрябин…) Но я разделяю высказывание Анкудинова: «Культура не может висеть в пустоте. Она должна опираться на твердый фундамент - на понимание реальности во всех ее противоречиях и сложностях. Поэтому культура обязана быть - отчасти - “греховной”, иначе она перестанет быть культурой». И разделяю из-за того, (может, я не права), что развитие жизни, культуры и человечества предполагает углубленное познание не только Добра, но и зла, чтобы - что? За то и был Адам выгнан из рая, что хотел познать и то, и другое и потерял свою райскую чистоту души. Но ведь уже не загонишь все это в первоначальное состояние! Как это сложно! Просто я уверена, что не было бы литературы, если бы не было в ней анализа, отражения и препарирования зла, а была бы только благость. Ведь и Библия - это отражение борьбы Добра и зла. Может, Андреевы имеют в виду - отражая зло в художественной форме, не воспевать его, не вызывать к нему сочувствия и восхищения (те же Врубель и Скрябин с его «Поэмой экстаза»)? Может быть, а все же жалко, если бы мы этих произведений не знали. Ведь в красивом Демоне мы не дьявола видим… А кого? Именно его, да еще так здоров написанного, что вызывающего сочувствие. Воплощенное зло, вызывающее сочувствие. Вот он - соблазн-то! Правы Андреевы!
А кстати, о «потоках музыки или поэтических строф»… Ну музыки - отложим, для нее не надо знать язык, лишь слух, хотя записать ее можно, только зная ноты. Но вот - поэзия. Ведь она «льется» в виде потока слов известного тебе языка. А если, например, она на поэта льется не только на родном языке, но и, скажем, на японском, а ты им не владеешь… А если и я поэт, но только на тайском или суахили? А я их не знаю, поэтому не в курсе, что я - поэт?
Вот интересно, как принадлежность к той или иной культуре сказывается на развитии творческих возможностей личности? А если мы все можем творить, но только не в курсе, поскольку не относимся к той культуре, в рамках которых нам «предначертано» творить?
Или ты не в своё время родился. Ты - прирождённый мастер по изготовлению каменных ножей или письма на папирусе, а сейчас это никому не нужно, и твоё призвание - не востребовано…
Досужие мысли,
Книги