(no subject)

Nov 01, 2020 17:44

Метаморфоза Фандорина

Советский и российский кинокритик Нея Зоркая (1924 - 2006) успела застать начало акунинского цикла о Фандорине и даже его экранизации - «Азазель» (2002), «Турецкий гамбит» (2005), «Статский советник» (2005).

Судя по ее отзывам о фильмах и книгах, Нея Зоркая была из тех, кто однозначно подпал под очарование русского Холмса и его автора. Я сама не из их числа, но популярность Фандорина - яркий феномен, который невозможно не заметить. Интересно, как дама со связями, демократическими взглядами и хорошим лицом объясняет причины этого феномена.

По мнению Зоркой, основная причина популярности Фандорина - инверсия советских штампов, которую реализовал в своих произведениях Акунин. В советское время персонажи были однозначно окрашены: революционер значит хороший, жандарм значит плохой. А в книгах о Фандорине жандармы - положительные герои, а революционеры - террористы и убийцы. В разрушении советских представлений видела критикесса и заслугу автора, и причину популярности героя.

Прошли годы. Теперь уже вряд ли кто-то из поклонников Фандорина поставит в заслугу писателю Чхартишвили позитивное изображение российских спецслужб и негативную оценку революционеров, борющихся против режима. Разрушение других советских и российских штампов, которое предпринял автор (например, в романе о Достоевском) оказалось далеко не столь успешным. И в отзыве Неи Зоркой можно увидеть другую эпоху - когда казалось, что разрушение имперских идеалов будет принято столь же восторженно, как и первая метаморфоза, проделанная Акуниным.

К счастью, коллективное сознание произвело отбор, и я рада, что мне не приходится есть этот кактус.

Фандорин, Зоркая, Акунин

Previous post Next post
Up