Sep 26, 2020 16:00
Из записок известного русского буддолога Ф. И. Щербатского о поездке в Индию в 1909 году:
«Европе я считал себя недурным знатоком ньяя, но, приехав сюда, увидел, что нужно переучиваться сначала и что без знания mimainsa невозможно хорошо знать и ньяя. Я сразу напал на двух пандитов из Mithila, настоящих шастри, один из них sannyasi. С их помощью прохожу полный курс ньяя, как он проходится самими шастринами. Это настоящие учителя-индусы совсем старинного покроя, не знающие, разумеется, ни слова по-английски. Жизнь с ними устроить было довольно мудрено, т. е. нужно считаться с кастовыми порядками, пришлось нанять поместительный дом и отдельный для них штат прислуги, также и для себя. Но я считал, что моя главная цель изучение шастр, а объезд и знакомство с Индией второстепенная, и потому решил сделать все, чтобы использовать своих шастринов. Скоро уже четыре месяца, как я ежедневно по 16 часов сижу за ньяя и все еще не могу сказать, чтобы чувствовал себя свободно. Другой раз, разжевав какое-нибудь рассуждение, ощущаю нечто вроде того, что чувствуется в теле после первого урока езды на велосипеде».
Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. Выпуск 4. М., Наука, 1989. С. 191.
Результаты оказались впечатляющими. Щербатской поразил своими знаниями не только англоязычную ученую среду на месте и европейских востоковедов, но и Рахула Санкритьяяна. Санкритьяян был не просто буддологом, он был буддийским монахом и знал традицию изнутри. Тем не менее при изучении буддийской философии он столкнулся с трудностями, преодоление которых видел только в поездке в Ленинград для встречи с Щербатским, которая и состоялась в 1936 - 1938 гг.
Плодотворное сотрудничество закончилось характерно для того времени. Индология в СССР была уничтожена в 1937 году, Щербатской отстранен от работы, ничего не публиковал до смерти в 1942 году. Санкритьяян в Индии за антибританские сочинения и речи был арестован в 1940 году и три года провёл в тюрьме.
Индия,
буддизм