May 31, 2020 13:24
Тот же Оруэлл в тех же очерках показал, разбирая последнее путешествие Гулливера, что если в сообществе нет полиции и законов, то каждый сам себе полиция, и уклониться от исполнения приказов морально невозможно, то есть исчезает даже та небольшая доля свободы, которая есть и в самом жестком полицейском государстве.
В анархистском сообществе человека убеждают, что он должен следовать велению разума и сделать очевидный выбор, а если он отказывается, то лишается привилегии считаться разумным существом, разделяющим принципы свободы, и изгоняется из общины тем или иным способом. Это показал Свифт на примере хозяина Гулливера, который против воли со слезами на глазах вынужден был прогнать своего йеху, потому что остальные свободные гуигнгнмы считали неразумным его оставлять. Реальный опыт свободных общин демонстрирует довольно быструю их мутацию в тоталитарные секты, подтверждая анализ Оруэлла.
И второй момент. Основатель анархизма Кропоткин жил в эпоху первого упоения теорией эволюции, и сам разделял эти взгляды. Хотя по отдельности эти концепции могут выдержать какую-то критику, совмещение эволюционной теории и анархизма в одном учении для меня загадка. Государство, против которого борются анархисты, возникло в процессе социальной эволюции. Исход столкновения народов, у которых нет государства, с теми, у которых оно есть, совершенно очевиден, и во времена самого Кропоткина тому была масса примеров. Тот народ, который уничтожит свое государство, будет кормить чужое, и с тех пор ничего принципиально не изменилось, что подтверждает и текущая война с Украиной: столкновение вольниц, ополченцев и добробатов показывают примерно равные силы сторон, но стабилизация обстановки в пользу республик стала возможной только с применением регулярной армии.
Подводя итоги: анархизм - это ментальный вирус, который полезно запустить, чтобы ослабить противника, но самому принимать это всерьез невозможно.
Кропоткин,
Оруэлл,
Свифт,
анархизм