Штришок к идее о том, что если в СССР и реализовывалась какая-то религия, то это был протестантизм. Пыжиков считает, что старообрядчество, но подчеркивает в идеологии общие с протестантизмом моменты: религиозность без воцерковленности, святость труда, антицерковный вектор развития общества. Есть еще один момент, который часто всплывает в дискуссиях
(
Read more... )
Так, взрослый может и поагукать с младенцем, и порешать задачки с первоклассником, и на велосипеде прокатиться с подростком.
С другой стороны, я не думаю, что капитализм, например, используемый Империей (в смысле, капитал, кредит, наемный труд) заслуживает (в этом случае) названия социального строя. Это обычная "многоукладность при социализме". Потому что Император регулирует использование этих средств, теоретически может и вовсе отказаться, хотя это скорее утопия, в этом смысле всё же можно говорить в какой-то мере о "социальном строе", но главное - регулирует и цели, задачи, направляет приложение капитала, и определяет условия (высокие зарплаты, N-часовой рабочий день, школы-больницы-электрификация итд - в балансе желаемого и возможного в данной конкретной исторической обстановке, которая таки всегда война, но при этом во главе прогресса в мировых масштабах, так оно получалось в РИ). Мне кажется, что в принципе такого определяющего главенства капиталистических инструментов в экономике, которое бы позволяло сказать "таков социальный строй" в РИ быть практически не могло. Хотя в какой-то мере это вопрос желания исследователя... во всяком случае, Империя тащила капитализм дальше в хорошую сторону, не хуже большевиков потом (и даже лучше, поскольку большевики быстро сравнительно исчерпали социально-идейную инерцию Империи, обеспечивавшую устойчивое постоянство такого развития без исчерпания).
Довольно интересно, кстати, как прекоммунизм сменился капитализмом (не полностью, но достаточно резко, так что мало кто не заметил) при конце СССР: это произошло как раз под лозунгом отказа правителей от ответственности за стратегический курс и под лозунгом наилучшести именно капитализма и рынка самих по себе. Компенсацией было то, что наконец христианство прекратили явно и тупо угнетать, так что, если оно останется действительно таковым в достаточном масштабе, и "строй" может выправиться. Но, конечно, положение гонимых лучше в том аспекте, что в гонимую организацию не стремятся примитивные корыстные лицемеры, да может быть и более сознательные тайные враги меньше стремятся внутрь проникнуть. В какой мере они проникают в тот или иной период - вопрос, на который трудно, да наверное и не надо отвечать. Хотя на вид всё же основные удары сейчас во многом направлены на внешнее давление и дискредитацию (как инициатива Фанара, которая, мне кажется, не столько пока соблазнила кого-то внутри Церкви, сколько бьет по ее авторитету среди внешних людей, которые сильно обескуражены этой "разборкой", так что им трудно даже понять, что тут есть правые и виноватые, а не просто все одинаково плохи, в целом плохо всё мировое Православие; хотя со временем может всё и хуже стать, особенно для тех православных, которые будут увлечены с собой фанарскими модернизаторами, тут даже пишут, что последствия могут быть хуже последствий Флорентийской унии, да и похоже на то).
Reply
Leave a comment