May 03, 2018 15:44
В культурном пространстве русской философии второй половины 19 века протестансткие мистики традиционно занимали важное место. Первые переводы появились при Екатерине Второй, в кружке Новикова, хотя и не были широко распространены. Один из таких мистиков - Готфрид Арнольд.
"Готфрид Арнольд (1666-1714) - ученик и друг Гихтеля, прозванного за безбрачие «голландским ангелом». Его последователи соответственно назывались «ангельскими братьями». Непосредственно Софии посвящена его книга «Тайна божественной Софии» (1700). Статья Фр. Дибелиуса в «Реальной энциклопедии протестантской теологии и церкви» Т. 2, Лейпциг, 1897, С. 122-124) излагает ее основное содержание следующим образом:
«Первый человек был мужеподобной женщиной; только после падения Адама божественная София отделилась от него; теперь ему следовало построить женщину из своего ребра, он потерял женское свойство и удержал только мужское. Чтобы вновь вернуть человеку его райскую полноту, должен Мессия в женском облике, в Марии, стать мужчиной, и мужская часть опять была введена в тело девственницы. Так что со времен Христа новое вновь рожденное творение предстало перед Богом в виде мужеской девы; плотская любовь состоит поэтому не более чем в плотском соединении, лишенном тотчас объединения с Софией».
Однако наш интерес привлекла другая работа Г. Арнольда, переводившаяся в России в кругах Н.И. Новикова под заглавием «Беспристрастная и о еретиках история». Н.Н. Страхов сообщал заинтересовавшемуся Г. Арнольдом Л.Н. Толстому в письме от 13 августа 1889 г.:
«Готфрид Арнольд... был лютеранин, стал пиэтистом под влиянием Спенера, которого был учеником и другом, и пиэтистом умер. Но в самый расцвет жизни (около 1700) он много лет был сепаратистом, христианином без церкви и вдавался в сильный мистицизм. Тогда он бросил место профессора гиссенского университета и написал разные мистические книги, а также свою Kirchenhistorie. В одной из мистических книг он проповедовал безбрачие как высшую степень совершенства, а потом вдруг сам женился. Приятель его мистик Гихтель очень огорчался, особенно когда пошли дети. "Он впал в детей!" - писал Гихтель. Вообще постоянства было немного у Арнольда, но рвение необыкновенное. Писаниям его нет конца. Он перевел на немецкий множество назидательных книг, Фому Кемпийского, Макария Египетского и т.д. - Кirchenhistorie наделала страшного шума, и лет сорок продолжались опровержения и споры. Это история церкви, рассказанная с точки зрения сепаратиста и мистика. Арнольд везде берет сторону сектантов и еретиков против господствующей церкви, и против католической, и против протестантской. Поэтому он очень пристрастен, вопреки заглавию своей книги, но совершенно добросовестен и одушевлен наилучшим духом; немцы очень любили эту книгу, и она считается произведшею переворот в понимании церковной истории. Знаменитый Томазий (1655-1728), тот самый, который добился уничтожения процессов против ведьм, говорил, что история Арнольда - "лучшая книга после Библии". Ученые теперь считают ее очень недостаточною как историю, но до сих пор ценят потому, что в ней приведено много первоисточников, целиком помещены разные писания сектантов и мистиков. Поэтому до сих пор историки ссылаются на нее» " - "Соловьев и гностики", с. 193 - 194.
Готфрид Арнольд,
феминизм,
протестанты