Революция как необходимость и проявление исторической суверенности России

Feb 22, 2018 13:46

Константин Тулинов

ВведениеВ рамках русского мира (возможно, и шире: славянского, но этот вопрос выходит за рамки темы) существует распространенная болезнь мировоззрения, которую можно образно назвать «украинством». Она не связана сущностно ни с украинцами в этническом плане, ни с Украиной как источником: скорее, на Украине она лишь проявилась ( Read more... )

Россия, Донбасс в огне, революция, история

Leave a comment

sashov February 22 2018, 14:54:29 UTC
Если безоговорочно поверить этому пункту:

>Была ли идея исторического масштаба, определяющая миссию страны в мире и истории? Была… в прошлом. От идеи Православного Царства к этому моменту остались небесспорные социальные формы и риторика при выхолощенном содержании. Страна усиленно втискивалась в тесную мерку европейской империи, одной из ряда, не более того. Реальная роль церкви как государственного и социального института была ею продемонстрирована в событиях февраля 1917-го и далее. Православие в России пребывало в глубоком кризисе. Запад был однозначным образцом и ориентиром, как в политике, так и в упованиях образованных слоев - до революции, а не с ее приходом.

- то да, конечно. И даже если верить не безоговорочно (явная ложь в смысле преувеличения, а скорее абсолютизации, кризиса православного сознания есть тут в середке; с ней же связано и отсутствие в статье существенного момента: игнорирование хорошей ли, плохой ли, но связи христианства и русской жизни и идеалов, в том числе и в процессе революции и после), так вот, даже учитывая эти мягко говоря недостатки тезиса, трудно спорить с его завершающей фразой (тоже не в абсолюте, конечно, но по довольно суровому преимуществу).

В этом и было, довольно неизбежно, главное содержание кризиса. И даже то, что он необходимо разрещился так, как разрешился (не без Божьего же попущения).

Но автор игнорирует и дальнейшие проблемы (официальное безбожие для него вообще не проблема, но были и видимые последствия, исторически достаточно быстрые, особенно после прекращения попыток хоть какого-то поворота к христианству при Сталине). Игнорирует как раз единство субъекта (которое декларирует, но урезает) и совести этого субъекта. Игнорирует то, что рациональная программа снятия сливок со всего дореволюционного не могла работать долго. Идейный же кризис не был преодолен, а лидерство было довольно условно и довольно неприемлемой ценой.

Наконец, проблемы проблемами (в другом абзаце), но фактом было, что Россия была самой большой развитой страной (Британия, если ее брать с колониями, вряд ли могла похвастаться большой развитостью на душу населения или скажем плотностью дорожной сети; ну а без колоний - ясное же дело, что такое была Британия). Штаты отставали и по населению, и (кажется, или нет?) по скорости роста, ну и по размеру страны, конечно.

Конечно какая-то абстрактная "революция вообще" была вполне необходима. Смог бы справиться Царь, если бы его не свергли? вопрос открытый и абстрактный, да уже задним числом не так интересный, тем более что у Бога Царь жив и Россию не бросал.

А вот более интересно, что дальше.

И тех различий, которые вроде видела и ты, автор не разбирает. В том числе и на тему, насколько идейное доминирование запада было (реально, а не в "украинствующем" стиле) преодолено у большевиков - и когда и как конкретно и насколько на разных этапах. Просто пользуется формулой "признания отдельных недостатков", огулом и к необоснованному оправданию огулом же всего, что получилось после революции, без разбора. Так нельзя. Так то всё слава Богу, конечно, но надо же различать. А (и с точки зрения прогрессизма тоже) еще и смотреть, что (конкретно) к чему ведет.

А так и революция 90х тоже получится необходимой. (И это во многом действительно так; и во многом похожим образом с революцией 17, как верно заметил автор прошлой статьи, тобой приводившейся; только в СССР под конец совсем с христианством было плохо в массах, не считая латентного какого-то, какое и не померишь, и не всегда ясно, насколько оно настоящее, раз от Христа по имени готово(?) отречься).

Последнее важно. Поскольку это не только прямо не по-христиански - Христа стыдиться, но и не по-человечески, не по-русски, не по-правде итд.

Reply


Leave a comment

Up