Город на Самбатионе (про Киев, хазар, былины и ромеев)

Nov 05, 2017 19:28

В романе Умберто Эко “Баудолино” главный герой попадает физически в культурное пространство европейского средневековья, то есть встречается в реальности с псоглавцами, одноногими людьми (моноподами), безголовыми людьми с лицом на груди и так далее. Среди прочих чудес царства пресвитера Иоанна видит он и знаменитую реку Самбатион, реку из песка, которая течет по пустыне шесть дней, а на седьмой останавливается.

Впервые о реке Самбатион написал Плиний Старший, отведя ей почетное место среди периодически пересыхающих рек. У Плиния она вполне себе водяная. В следующем поколении о реке Самбатион упоминает Иосиф Флавий, у которого она напротив, шесть дней стоит, а в субботу движется. С II века нашей эры река Самбатион постепенно становится общим местом талмудической литературы, демонстрируя космическое значение субботы, которую соблюдают и неживые существа.

Эта преамбула необходима для объяснения одного из древних названий Киева - Самбат. Это название упоминается один раз - в описании империи Константина Багрянородного. Царственный автор писал в середине X века нашей эры, был современником княгини Ольги, и отказал ей в руке византийской принцессы для ее сына Святослава (заметим, что внук Константина Василий вынужден был отдать свою сестру Анну замуж за внука Ольги, Владимира Крестителя). А пока император пишет, что город Киев иначе называется Самбат.

Объяснений этому придумано несколько десятков. Я излагаю предложенное А. А. Архиповым в статье “Об одном древнем названии Киева”.

Архипов начинает с того, что нередко город называется по реке, на которой он стоит. Например, в некоторых немецких источниках того времени Киев называется Данапраштадт - этимология прозрачная. Если бы удалось показать, что какая-то река возле Киева могла называться Самбатион, загадка была бы решена.

На первый взгляд, от Киева до царства пресвитера Иоанна, где побывал Баудолино, дистанция огромного размера, однако же есть варианты.

В той же талмудической традиции река Самбатион уверенно связывается с пропавшими десятью коленами израилевыми, которые упоминаются в Библии, - где надеются найти эти десять колен, там ищут и реку Самбатион, потому что река ограничивает место жительства пропавших иудеев. В IX веке в государстве хазар на Волге, со столицей в Итиле, официальной религией становится иудаизм. В знаменитой хазарской переписке кордовского сановника с хазарским царем, которая имело место в X веке, царь Иосиф сам рассказывает, что хазары происходят от пропавших десяти колен израилевых. При Аскольде и Дире, еще до Олега, Киев платил дань хазарам, то есть вполне мог восприниматься как граница Хазарии, за которой начинается собственно хазарская земля.

Помимо этого политического аргумента есть и еще один, мифологический.

В ряде русских былин Киев стоит на реке Самфал, Самвал, Самфала, которая нигде больше не упоминается. Река эта известна тем, что на нее идет купаться добрый молодец, от Добрыни Никитича до Петра Первого. Добрый молодец просит у реки разрешения перейти ее и благополучно это делает. Добравшись до другого берега, молодец начинает хвастаться, что это было совсем нетрудно и ругает реку мелким ручьем и стоячей лужей. Река заманивает его обратно и топит в своих бурных водах. Итак, река Самфал бывает в двух состояниях - бурная, быстрая и мелкая стоячая лужа.
На реке Самфал также спит на берегу Илья Муромец - спит двенадцать дней да еще два дня, то есть явно просматривается недельный цикл (шесть дней и один). Вырисовывается река, которая периодически меняет свои состояния в соответствии с недельным циклом, то есть классическая река Самбатион.

Остается добавить, что и в наши дни в Киевской области встречается значительное количество гидронимов вида Сабата, Собота, Суботив, часть из которых имеет неофициальное название Нетеча. Имя же киевской Почайны, на которой разгневанная княгиня Ольга хотела видеть просителем императора ромеев, может восходить к слову “поча” - болото, стоячая вода.

Очень меня впечатлила эта история.

Прочитать статью полностью можно здесь: http://verigi.ru/?book=97#.Wf86wo-0PIU
Она опубликована в сборнике "Из истории русской культуры", т. I, книга 1, часть 1 (не только Вера Камша умеет создавать сложные структуры, да)

Архипов, Киев, Баудолино, Самбат

Previous post Next post
Up