Оригинал взят у
alwdis в
Про Хеллоуин, скелетики и черепушкиЯ поняла, чем мне категорически не нравится нынешнее "празднование" Хеллоуина.
Были традиционные люди. Они жили рядом со смертью. Вдумайтесь: каждый год кто-то из твоих родных или, в лучшем случае, знакомых умирает. И это если нет неурожая, войны и т.п.
И вот приходит день, когда ты отчаянно говоришь: "А вот!" - и сам делаешь шаг навстречу Смерти. Ты сам надеваешь ее маску, делаешь Джека-фонарщика, зовешь мертвых предков пировать...
И есть мы.
В нашей современной жизни смерти, парадоксально, - нет. Вспомните, когда последний раз вы переживали смерть родного или знакомого?
Современная цивилизация всячески продлевает жизнь, мы вечно юны, мы считаем "как ты молодо выглядишь" лучшим комплиментом... мы обязаны всячески любую информацию о смерти табуировать, обозначать рейтинг 21+ и т.д.
И, не видя и не зная смерти, мы (то есть современная культура) играем с ней. Понарошку. Ни разу не видя мертвого тела - рисуем на личике череп аквагримом, постим черепушки в блоги...
И вот эта инфантильная игра вместо древней смелости от отчаянья... вот она для меня мучительна.----------------------------------------
И мой комментарий.
Я не согласна как с посылкой, так и с выводом. Неверно, что в наше время смерти нет. Медицина продлевает жизнь, это так, но рано или поздно статистика начинает работать против нас. Если отвечать на вопрос поста конкретно и лично, то я могу сказать, что последние похороны в семье были меньше года назад, и с 2010 года у нас минимум одни похороны в год. Причём это близкий круг, люди, которых я знаю, поддерживаю отношения и люблю. Подчеркну, что это, так сказать, небоевые потери. В эту полосу попадет каждый, и дай Бог, конечно, попозже, но неверно, что её не существует.
Я не согласна, что в нашей культуре смерть табуирована. Смерти и встрече с мёртвыми посвящён самый большой религиозный праздник года и один из трёх самых больших праздников в году - Пасха. На Пасху покойные родственники приходят домой, а через неделю, на Красную горку, возвращаются назад. В разных местах нашего культурного ареала идут на кладбище с куличами и крашеными яйцами либо на Пасху - встречать, либо на Красную горку - провожать своих родных. До войны, когда не было границ, я успевала побывать на обоих праздниках - и со стороны мужа, и с моей.
На фильмах у нас конечно ставят 21+, но в этот день на кладбище берут детей от нуля лет - в колясках, за ручку и до любого взраста. Это праздник единения семьи, когда семья в очередной раз реализует себя как целое, объединяя и живых, и мёртвых, и дети конечно же принадлежат этому единству.
У нас, разумеется, совсем другое отношение к этому соприкосновению миров. Человеку нашей культуры не придёт в голову, что при встрече с покойным отцом нужно нарядить его внука чертёнком, а самому зажечь свечку в тыкве. Это глупо и непристойно, как было бы, если бы они встречались в родительском доме при жизни родителя. Смерть ничего не поменяла. Такое поведение не является для нас нормой и образцом для подражания, а является глупостью и непристойностью.
Можно только пожалеть решительных, цельных, отважных людей, которые столетиями вынуждены были совершать непристойности как раз тогда, когда хотели быть благочестивыми и сделать что-то хорошее. Это, кстати, постоянный мотив христианской проповеди против язычников: вы служите демонам, которые над вами издеваются, а между тем вы можете быть свободны, они не имеют над вами власти! Этот мотив часто звучит у раннего Мараховского. Почти каждое эссе о ментальных вирусах нашего времени Истинный Учитель Истины начинал словами: "Это, несомненно, придумали злобные инопланетяне, чтобы опустить человечество и обидно над ним поржать". Тут он повторяет по смыслу Августина, да впрочем, любого христианского проповедника, который касался этой темы.
Резюмируя, можно сказать, что смерть не так далеко от нас, как иногда кажется; смерть в русской культуре не табуирована, а является одной из основных культурных тем; отношение к смерти у нас не такое, как у несчастных кельтов, и слава Богу. Если уж совсем не получается не примерять на себя эти чужие побрякушки, то лучше всего обращаться с ними именно так, как обращаются сейчас - поиграться, но не проникаться.