Jun 26, 2017 08:46
"Так, в противовес номиналистскому релятивизму, уничтожающему социальные различия, сводя их к чисто
теоретическим артефактам, следует утверждать существование объективного пространства, детерминирующего со-
ответствия и несоответствия, меры близости и дистанции. В противовес реализму интеллигибельного (или овещест-
вления понятий) следует утверждать, что классы, которые можно вычленить в социальном пространстве (например,
в связи с потребностями в статистическом анализе, являющемся единственным средством обнаружить структуру
социального пространства), не существуют как реальные группы, несмотря на то, что они объясняют вероятность
своей организации в практические группы, семьи, ассоциации и даже профсоюзные или политические «движения».
Что существует, так это пространство отношений, которое столь же реально, как географическое простран-
ство, перемещения внутри которого оплачиваются работой, усилиями и в особенности временем (идти снизу
вверх - значит подниматься, карабкаться и нести на себе следы и отметины этих усилий). Дистанции здесь измеря-
ются также временем (например, временем подъема или преобразования - конверсии). И вероятность мобилиза-
ции в организованные движения, с их аппаратом, официальными представителями и т. п. (что собственно и за-
ставляет говорить о «классе») будет обратно пропорциональна удаленности в этом пространстве."
Пьер Бурдьё. Социальное пространство и генезис "классов"
Почему реальность пространства представляется автору противовесом овеществлению понятий? Пространство тоже понятие, как и класс. Реальность классов является реализмом интеллигибельного, а реальность пространства - нет.
Бурдьё,
реализм,
социальное пространство