Дела давно минувших дней: дорогой памяти сквозь время и пространство

Dec 29, 2024 16:44

Во второй книге «Дыхание Дикого Поля» (2022) порубежье переносится во времени и оборачивается к прошлому. Действие разворачивается в степях, лесах и подземельях, связывающих разные эпохи и территории, от древней Киммерии и скандинавской Руси до современной Европы и альтернативной Украины. И снова граница оказывается рубежом между саморазрушением человека и совместным трудом разных людей и эпох для сохранения человечности.

В третьем сборнике «Что скрывает Глухомань?» (2022) география расширяется. Подключается сибирское порубежье, больше становится историй, посвященных последним двум столетиям и нашему времени. Граница проходит географически внутри России, разделяя прежде всего город и деревню, технологическую модерную цивилизацию и архаическую языческую глушь. Истории этой книги звучат как предупреждение. На вопрос, что скрывает Глухомань, авторы дают жуткий ответ: человеческие жертвы и войны магических рас. В то же время сборник дает наглядный ответ, что противостояние бездушному технологизму современности не может строиться на бесчеловечной, пусть и традиционной основе. Глухомань может стать источником силы для сопротивления расчеловечиванию, но для этого сама Глухомань должна преобразиться ежедневным трудом ума и сердца всех, чья жизненная тропа проходит по этим диким местам.

Четвертая книга «Враг будет разбит!» (2023) создавалась уже после начала СВО, и в ней чувствуется мировоззрение постфевральского мира. Большая часть текстов посвящена бурному двадцатому веку, который отмечен постоянными конфликтами с европейскими проектами. В сборнике мобилизуются советские, имперские и доимперские тактики противостояния агрессии, даются новые возможности выразить себя на своем, а не на чужом языке и найти опору для экспансии собственных смыслов. В военном сборнике авторы подошли к христианской идее борьбы с грехом в душе ради победы во внешнем мире. Божественная сила, сохраняющая прошлое, воплощена в исторической и культурной памяти народа, хранящей возможности для преображения себя и врага.

Пятая книга проекта, «Дела давно минувших дней» (2024) продолжает разрабатывать тему границы между временами, культурами и цивилизациями.

Открывает сборник повесть «Проект “Толлензее”. Проклятие эрбинов» Вука Задунайского. Фантастическое произведение использует знакомые читателю условности: институт экспериментальной истории, правило невмешательства в исторический процесс, эффект бабочки и прокси-войны, одинаковые во все времена. Используя этот антураж, автор создает повествование, соединяющее три хронотопа: битву при Толлензее, битву при Курукшетре и современная война на Украине. Вук Задунайский не изменяет своему стилю, и самые удивительные детали произведения основываются на реальных фактах: археологических находках уже XXI века возле реки Толлензее в Германии, относящиеся к XIII веку до нашей эры. Ученые называют эту битву нулевой мировой, поскольку в ней принимало участие большинство населения Европы того периода. Автор находит параллели со знаменитой битвой при Курукшетре, описанной в «Махабхарате», а современный русский ученый, заброшенный в прошлое через станцию Института времени на острове Рюген, выступает в роли Кришны, вдохновляющего предков славян на сражение с вечным врагом - великим змеем. Использование эрбинов против ариев внешними силами из нашего времени делает происходящее прозрачной аллюзией на войну на Украине, где прокси-армия НАТО воюет с русской армией. Как и в реальности наших дней, исход битвы решается не на поле боя, а в научных и дипломатических кругах, на разных фронтах культурной жизни, что делает историю сложнее и интересней.

Тема острова Рюген, он же остров Буян, как портала между мирами продолжается в повести Наталь Резановой «В поисках Лукоморья». В повести отражены только поиски иного мира, происходящие в русской провинции XIX века. Фоном эпохи выступают Казак Луганский Владимир Даль и Антоний Погорельский, автор главного ужаса советского детства - «Чёрная курица, или Подземные жители». Подземный мир герои ищут на берегах разных морей, омывающих Россию, и отказываются от азовско-черноморского южного варианта в пользу северного. Путь к острову Буяну на северном Лукоморье ждет впереди.

Еще одним дорожным приключением, роуд-муви, является повесть Натальи Ипатовой «Зло под небесами». Известная читателю по предыдущим произведениям писательницы постмодернистская парочка викторианских путешественников, новый Паганель и демон с картины Тёрнера, отправляются в Китай в разгар боксерского восстания в 1898 году. По дороге они встречаются с китайским драконом, ожившим терракотовым воином из гробницы императора Цинь Ши-хуанди, и русскими казаками с КВЖД, которых вызывают с помощью магического ритуала. Завершается путь через Китай в русском городе Порт-Артур накануне больших перемен, ожидающих этот город через несколько лет, в русско-японской войне, где столкнулись два типа модернизации, как и в Китае в последние годы империи.

Азиатские корни европейской легенды о Турандот показывает читателю Наталья Резанова в повести «Ангиарм». Турандот европейской оперы - принцесса, загадывающая загадки женихам. Ангиарм азиатских степей - монгольская царевна, побеждающая претендентов в борьбе без правил. Интриги в семействе чингизидов вызваны как борьбой с внешним врагом, так и попытками найти способ удержать вместе огромные земли империи Чингисхана. Разные стратегии, успехи и поражения в борьбе превращаются в милую сказку европейского собирателя курьезов эпохи Просвещения. Деконструируя эту схему, автор помогает современным читателям узнавать происходящие на тех же территориях события в кривом зеркале европейских интерпретаций.

«Пал» Людмилы и Александра Белашей содержит несколько хронологических точек, в каждой из которых разворачиваются события по одному и тому же сценарию, вызванные попытками утаить страшную тайну дома Романовых, известную на Руси каждому старообрядцу, то ест подмену царя Петра в Голландии. Сохранение тайны в советское и постсоветское время мотивировано без обычного для авторов блеска, что вызвано сопротивлением материала: сохранять честь династии, когда этого не требуют политические вызовы времени, не имеет смысла. В то же время динамический сюжет держит читателя в напряжении до самой последней страницы, и завершается история победой русского хаоса над чуждым европейским космосом.

Повесть «Китоврасья» Катарины Ланге использует стандартный сюжет попаданца в другие времена в чужом теле, но создает свою специфику за счет необычного изображения Древней Руси и выживания в архаичном ландшафте девушки-кентавра Антонины, имеющей знания и навыки человека XXI века. Столкнувшись с разными природными вызовами и социальными стратами, Антонина старается вписаться в культурный ландшафт и находит свое место в иной жизни. Столкновение между технологической цивилизацией современности и архаической культурой древних русичей решается бесконфликтно за счет того, что героиня не возводит вокруг себя стену своей цивилизованности, а воспринимает окружающих как людей, с которыми надо строить отношения в любом виде.

Рассказ Виталия Винтера «Битва при Риноэнде», написанная в жанре альтернативной истории, является жемчужиной сборника. Автор создает альтернативный мир с русской Аляской и русской Калифорнией. В этом мире в середине XIX века живут американские казаки, мирные индейцы, иррегулярная конница из местных, которые отражают цивилизационный натиск на этот раз с Востока американского континента. Уничтожение местных племен, осуществленное американцами в нашей реальности, происходит не так тотально, поскольку любая Дорога Слёз заканчивается возле русских рубежей. Рассказ посвящен единственному эпизоду освоения русскими этого восточного рубежа - битве с американской армией, в которой американские национальные герои Джесс Ли Рено, Уильям Харни, Унифилд Скотт получают совсем иную биографию.

Завершается книга стихотворением Вука Задунайского «Курганы» об исторической памяти, сохраняемой гением места. Вся книга развивает основные идеи серии: культурная память, магическая сторона реальности, сохранение истории, образец поведения для людей русской культуры в условиях порубежья, границы, атакуемой из разного времени и пространства. К этому образцу приходят разными путями все авторы: победу приносит только человечность и стремление жить в едином мире, созданном усилиями всех, кто идет дорогами жизни по русским степям Евразии и Америки.

Тартария

Previous post Next post
Up