Продолжаем разбор теории Каливаса о насилии в гражданской войне. Начало:
Мифы о насилии в гражданской войне (
https://t.me/ninaofterdingen/11421)
Пять зон контроля в гражданской войне (
https://t.me/ninaofterdingen/11422)
Зоны мира в гражданской войне (
https://t.me/ninaofterdingen/11423)
Логика насилия в гражданской войне и Украина (
https://t.me/ninaofterdingen/11424)
Из пяти зон контроля в зоне один, пять и три насилия как правило нет. Всё насилие сосредоточено в зоне два и четыре, где правительство и партизаны имеют частичный контроль. Эффективный контроль возможен там, где осуществляется избирательное насилие: кто сотрудничает с врагом, гибнет быстро и страшно, кто лоялен - сохраняет жизнь. Чтобы осуществлять такой контроль, нужно иметь доступ к информации и знать, кто на самом деле сотрудничает с врагом или как вариант, кого таковым считает гражданское население. В этом случае воспитательные меры эффективны: гражданские ясно понимают, что нужно делать, чтобы выжить, и ведут себя соответственно.
В зонах смешанного контроля доступ к информации затруднен: у кого останется власть, непонятно, отомстить за донос может любая из сторон, поэтому тактика нейтралитета представляется гражданским самой выгодной, и ни одна сторона не может получить полной информации о происходящем. Тогда стороны вынуждены применять неизбирательное насилие, которое менее выгодно для удержания власти и может привести к неожиданным эффектам.
Неизбирательное насилие партизан в зоне два это террористические атаки, а правительства в зоне четыре - бомбежки и авианалеты. Также обе стороны могут применять облавы, массовые казни, захват и убийство заложников. В последнем случае гражданские защищены гораздо хуже партизан/военных. У организаций есть свои сети и сторонники, которые могут выкупить своих людей, снабдить их документами и деньгами, обеспечить безопасный ночлег и эвакуацию. Гражданские лишены всего этого, попадают под удар первыми, и результат может быть отрицательным для стороны, применяющей неизбирательное насилие, потому что наталкивает гражданских на мысль, что надо присоединяться к противнику, который худо-бедно может от этого защитить. Бомбежки и теракты могут привести к тем же результатам и заставить гражданских нарушить нейтралитет.
Когда Украина в 2014 году начала бомбить ЛНР и ДНР с помощью тяжелой артиллерии и авиации, многие далекие от политики люди однозначно определились, на чьей они стороне, и не меняют своего решения до сих пор.