Фронтир - границы жизни и философии

Jan 13, 2022 08:53

Интервью Арсения Атояна, одного из основателей Философского монтеневского общества, данное сайту «Одуванчик» к выходу шестого сборника ФМО «Донбасс: философия фронтира» осенью 2021 года.

Одуванчик: Каковы цели и задачи книги «Донбасс: философия фронтира»?

Арсентий Атоян: «Донбасс: философия фронтира» представляет собой шестой сборник материалов Философского монтеневского общества Луганска. Как обычно ядро составляют прочитанные доклады за прошедший год работы Общества, а также доклады, планируемые к обсуждению в ближайшие месяцы. В книге приводятся рецензии, отклики, отзывы, заметки авторов и читателей на и доклады ФМО и опубликованные книги, список докладов. Новацией является поэтический комментарий ситуации в Донбассе - поэма Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз», хотя стихи луганских поэтов не первые. Сборник объединяет понятие фронтира - жизни на границах территории, сферы, смыслов, поисков, пластов ментальности и психологии жителя нашего края в его поступках, мыслях, чувствах, сомнениях, грёзах, переживаниях, образах искусства.

Первый раздел о Донбассе как культурной границе открывает статья Виталия Даренского о новороссийской идентичности. Ставится вопрос: смогут ли новороссы выполнить свою великую историческую задачу удержания и наполнения огромных пространств от Прибалтики до Тихого океана, реинтеграции и возрождения Русского мира. Само слово Новороссия перестает быть термином чисто географическим, но становится глубоко жизненным, даже нравственным понятием-символом. Та часть населения Украины, которая не приемлет «евродеградацию» - это суть новороссы в нравственном смысле: это люди сопротивления. Новороссия всегда была и остается русским фронтиром, отодвигание и расширение которого в свое время и создало Россию как великое государство. На новом этапе и в иных формах то же самое происходит и сейчас - судьбы великой России решается именно здесь, считает В. Даренский. Статья Н. Ищенко и Е. Заславской об образе Другого как структурной границе Русского мира проводит линию разграничения политики навязывания русско-культурному населению Украины новой украинской идентичности и поведения общности Донбасса как линии на сохранение идентичности. История с похищением княжны Анны Ярославны в российскую историю, как Порошенко отреагировал на исторический факт причастности королевы Франции к русскому миру, демонстрирует не столько комизм, сколько желание подменить и разрушить культурный код, показывая работу по стиранию общей идентичности, которая ведется на Украине на всех уровнях, в том числе политическом, образовательном, культурном. Но в статье монтеневцев системно анализируются способы разрушения, опасности проникновения культурного нигилизма в молодое сознание, что актуально в условиях того давления, которое оказывается на новые поколения. Попутно нужно отметить, что для читателей из РФ доступ к книгам луганских авторов на «Одуванчике» зачастую единственно возможный способ ознакомиться с новой литературой Донбасса до тех пор, пока она не попадет в другие сетевые библиотеки. Рассмотрение книг, опубликованных на сайте, с точки зрения их вклада в новую культуру Донбасса - дело, продвигаемое Н. Ищенко и Е. Заславской, выходящая за рамки опубликованных перечней дел ФМО, это достояние культуры Республики, которую хранят и наши сборники.

Во втором разделе интересна статья Игоря Грицких, рассматривающего политику как самодостаточный феномен социального общежития, обязательно сопричастна отношениям свободы и равенства, что созвучно определению политики в парадигме консенсусного разрешения противоречий. Но консенсус видится как взаимокомфортное распределение ресурсов и власти, что перемежается воспоминаниями о становлении представлений в рамках ФМО и роль луганчан партнёров по пониманию политики данным автором. Это особенно интересно и нетрадиционно, когда живые люди из окружения автора и классики политической науки вступают в заочный диалог. Отрадно понимание луганчанами этого феномена как создания и сохранения неких правил общежития на основе свободы и равенства путем принятия консенсусных коллективных решений, ведущих к расслоению власти в многомерную полиархическую систему сдержек и противовесов. Это направления эволюции нашей республики, в этом есть перспектива. Развитие демократии блокирует война. Политика, как сфера деятельности по консенсусному социальному конструированию будущего, требуется более всего как навигатор, когда общественный корабль сбился с курса. И. Грицких даёт абрис нового понимания политики и это актуально для нас.

В ещё одной статье Даренского, помещённой в разделе «Фокус осознания» речь идет о непризнанных государствах как гостях из будущего в связи с тезисом о русском народе как самом разделённым в рамках современного мира, но не только о возрождении народа внутри самой Российской Федерации, но и о защите и интеграции соотечественников, оказавшихся с 1991 года за ее пределами. В данном случае можно говорить об особой разновидности политики ирредентизма (от итал. irredento - «неосвобожденный») по объединению народа в рамках единого государства или единого цивилизационного пространства, что выражается в национальной мобилизации, при которой поднимается вопрос о воссоединении территории, на которой проживает народ-«ирредента», с титульным государством этого народа.

Рядом философско-религоведческий ракурс вечных ценностей. Владиир Ветев касается античной философии как предтечи Священного Писания, вводя в традиционную тематику, что показалось нам интересным в свете соотношения веры и знания в поисках новой моральной парадигмы, устраняя противоречия между античной философией и христианским мировоззрением, чтобы найти истину, объединяющую всех. Постепенно и параллельно формировалась религиозная системность, основанная на сверхъестественных откровениях и рационализме. Скептики-монтеневцы не только полемизируют, но и выслушивают оппонентов. Они за единение верующих и свободомыслящих на нравственной основе. Вне науки в истории часто разрешились некоторые противоречия между интеллектуальной деятельностью человека и задачами его жизнеобеспечения. Андрей Кандауров делал доклад о таком явлении как социальная инфантильность, особенно важный для молодой аудитории. Социальная инфантильность может стать причиной формирования деструктивных форм социальных практик, гипотетически приводящих к комплексной деградации общества и, как следствие, культуры этого общества. Созидание гармоничной и развитой личности возможно только при целенаправленных волевых усилиях, приходит к выводу автор соответствующего доклада.

В третьем разделе «Спектр наших возможностей» анализируется книга «Локусы и фокусы современной литературы» (2020) философа и культуролога, писательницы и литературного критика, Нины Сергеевны Ищенко - заметное явление в духовной, творческой и интеллектуальной жизни Луганска. Интериоризация опыта чтения - постоянный мотив сайта «Одуванчик» - воплощён в самой фигуре автора. Облик его позволяет говорить о его укорененности в обстоятельствах здесь и сейчас. Перед нами живой человек: три поколения собирателей библиотеки, согласие с тем-то, несогласие с другим, чтение в момент, когда нет света, работы, воды… Условия военного города и желание остаться верным выбору и отбору того, что значимо лично для тебя, а не только для твоей общности… Собирая штрихи самохарактеристик автора, разбросанные в тексте, мы видим духовно зрелого человека, адаптировавшегося к современным условиям книжника, переросшего привычные рамки книжной культуры, не чуждого аудиовизуальному миру и интернет-сообществу, автора полемичного, рационального, логичного, целеустремленного, обладающего тем, чего обычно нет у душевных людей, которых она не случайно выводит за пределы гностической классификации как несущественную разновидность, а именно людей с темпераментом и характером. Можно продолжить темы литературы, но за неимением места ограничимся сказанным. Изящны и выверены суждения из статей о Владимире Набокове Валентины Васильевны и Александра Мущинского. Трудно охватить всё, что содержит сборник.

Есть ещё четвёртые раздел «Объёмное видение» с Ольгой Бодрухиной, Александром Кондратьевым, другими интересными сообщениями и откликами, всех не перечислишь, но можно отметить разбор полётов нашего общества в обзоре Даренского, явившегося здесь в ещё одной ипостаси. Даже предыдущий юбилейный сборник не отличался такой глубиной анализа собственной деятельности, что может даже вызвать некоторое недоумение.

И пятый раздел. Поэтический комментарий - это целая книга! - поэма о Новороссии Елены Заславской - щемящая боль узнанности трагедии Донбасса в поэтическом отражении, крупное культурное явление Луганска. Говорить об этом произведении нужно бы отдельно.

Сборник, разумеется, имеет и недостатки при всей филигранной работе редакторов (Н. Ищенко и Е. Заславская едины во многих лицах!). Среди недостатков проделанной большим коллективом авторов работы надо бы отметить усложнение стиля изложения, с одной стороны и понятно - обретение учёных степеней, углубление в специальную литературу, «не -прогнанность» некоторых тем через дискуссии под крышей, отсутствие диалога с противниками, упоение собственными интересами, известная отрешённость от ситуаций реальной жизни… всё это может сузить эффект проделанной работы по привлечении читателей с другой стороны. Часто ведь боятся самого слова философия как зауми.

Одуванчик: Расскажите об авторах сборника.

Арсентий Атоян: В сборнике указаны авторы с их регалиями, местами работы, чего мы первоначально не делали. Собственно, в Монтеневском Обществе может выступить всякий, кто не знает абсолютной истины, читал Монтеня, а выступив только два раза он уже - член Совета нашего Общества. За 31 год никого не лишали слова, если он хотел выступить. Пока принимались и предложения напечататься, но портфель редакции растёт, боюсь, что это продлится недолго. Совет начнёт спорить, отбирать, авторы обижаться - редакционная суета, без которой пока обходились. Есть в данном сборнике профессиональные философы В. Ю. Даренский, В.В. Патерыкина, Н.С. Ищенко, поэт Е. Заславская, преподаватели ряда луганских вузов, писатель В. Ветев, аспиранты А. Кондауров и А. Мущинский. Чемпионка по тайскому боксу, выпускница индийского вуза, спортсменка и факир О. Бодрухина… А впрочем, я называл этих людей, отвечая на вопрос.

Одуванчик: В чём особенности содержания Шестого сборника?

Арсентий Атоян: Три особенности в сравнении с другими сборниками: выдвижение на первый план темы философии фронтира как объединяющей границы культурного средоточия не для одного выживания, но для полнокровного жизнетворчества, продвижения новороссийского проекта в новые сферы. Это важнейший поворотный пункт к реальности наших планов, к культурному освоению границы возможностей. Не уходим в себя, но привлекаем мир к нам… Во-вторых, это масштабный самоанализ проделанной с 2015 года работы, попытка отделить главное, а этим задать тон дальнейшим поискам. В - третьих соединение разбора чужой и своей большой и малой культуры с творением самой луганской культуры на виду у всех - читайте поэму Елены Заславской! - поэзия была, но ничего подобного ещё не было…

Одуванчик: Почему для Луганска важна книга «Донбасс: философия фронтира»?

Арсентий Атоян: Лучшая защита - нападение. Мы находимся не только в само - стоянии, но и в противо - стоянии, идейная полемика вокруг идеологических вопросов, формирование боевой идентичности жителя нашего края, разъяснение актуальности того багажа с которым он идёт в мир, подробнейшие экскурсы в ценности и достижения края и их защита от диверсии, пропаганды, пошлости, противодействие растерянности. Да, у нас не всё в порядке. Нас душит блокада, ложь из-за бугра, нас мучают сомнения, бюрократизм и заорганизованность, но Республика живёт всеми фибрами души, вбирает те запасы кислорода, которые пойдут на возвращение дыхания уже в настоящем, бытие в будущем.

Одуванчик: Как работает ФМО в условиях пандемии?

Арсентий Атоян: Ох, уж этот короновирус. Как он замедляет нашу культурную жизнь. Но требования карантина мы призываем соблюдать, ибо жизни ценнее возможности обмениваться непосредственно лицом к лицу мнениями и соображениями. Медики шутят: гарантируем, что тот, кто вакцинируется проживёт пять лет… Сколько проживёт тот, кто не вакцинируется, никто не знает. Медицинские нормы спасут человеческие жизни. Слов нет. Печально, что вирус выбивает почву из-под ног, что заставляет переходить на запасные пути. Мы скорее готовимся к возобновлению прежнего формата в Горьковской библиотеке, не собираемся переходить в онлайн, но наши редакторы работают на сайте «Одуванчик», где вы можете узнать все последние новости о нашем Обществе. Верим, что недалёк и тот день, когда желающие вновь окунутся в атмосферу наших дискуссий, ибо философия - поход за истиной, которая нужна не одним только дипломированы или готовящимся получить дипломы. Приходите спорить, обсуждать, искать и находить. ФМО ждёт посетителей с открытием библиотеки Горького. Возможны и презентации работ наших авторов вне Горьковки, но мы всё же верны своим традициям и хотели бы обсуждений на своей территории. Используем любую возможность выступить здесь и сейчас….
http://oduvan.org/nashi-proekty/fmo/frontir-granitsyi-zhizni-i-filosofii/
Previous post Next post
Up