Leave a comment

ddna January 5 2022, 12:10:34 UTC
Вот что бывает, когда из Маркса-человекобожника делают Маркса-экономического детерминиста.

Ведь если под экономическим детерминизмом понимать такой порядок вещей, такую "силу", которая "проходит теперь ряд собственных фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а, наоборот, направляющих эту волю и это поведение", то очевидно, что для человекобожника такая сила и такой порядок вещей являются злом, которое должно быть сломлено, чтобы вернуть человеку один из его божественных атрибутов: свободу от внешней обусловленности.

Человекобожник вряд ли увидит проблему в организации "политической партии или революционного движения для достижения лунного затмения". У советских фантастов я не раз встречал упоминания о том, что луну в коммунистическом обществе куда-то подвинули, или планируют подвинуть, хотя у кого конкретно уже не помню. Да и не только у советских. Ведь возможность подвинуть луну или организовать лунное затмение является одним из проявлений и доказательств безграничного могущества человека. Каковое тоже является одним из возвращенных человечеству божественных атрибутов.

И, наконец, в приписывании луне сознания и воли тоже нет никаких проблем. Человек же обладает сознанием и волей, а ведь человек - часть природы, следовательно, сознание и воля - необходимые атрибуты самой природы. И раз луна - тоже часть природы, то почему бы ей тоже не обладать сознанием и волей? Проблему - и ненависть - вызывает лишь концепция "бога трансцендентного", бога-создателя, бога-творца, стоящего над человечеством и над природой, а также концепция неких внеприродных, "трансцендентных" элементов внутри самого человека.

Впрочем, ни Штаммлер, ни Плеханов с ранними работами Маркса знакомы не были, поэтому им простительно.

Здесь конечно должен возникнуть вопрос. Ведь человекобожники были и до Маркса, и все они ломались на одной и той же проблеме: неспособности продемонстрировать человекобога. Напротив, без труда можно привести доказательства в пользу того, что человек - это не бог, а тварь.

И как раз марксизм привнес определенную новизну в эту традицию мысли, а новизна заключалась в использовании нескольких хитрых логических ходов.

Во-первых, под человекобогом нужно понимать не индивидуального человека, а человеческое общество, т.е. человечество в целом.

Во-вторых, даже если человекобога и нет сейчас, то ничто не мешает ему самозародиться в будущем, как самозародилась современная геологическая Земля, в которой геолог выделяет геологические формации. Действительная человеческая история и есть история самозарождения будущего человекобога, а историк-материалист сможет выделить в ней исторические формации.

В третьих, а ведь человекобога-то уже можно разглядеть даже сейчас! Хотя и в неполном, искаженном, "отчужденном" виде. Мы же говорим о чудесах науки и промышленности, а ведь и наука, и промышленность - порождения людей, а не марсиан. Просто сейчас эти чудеса проявляют себя "в отчужденной форме", т.е. закономерно и регулярно оборачиваются и против людей, и против самого человечества и больно бьют его по голове.

Ну а как только младенец-человекобог достигнет достаточной зрелости в утробе матери-истории, то коммунистическая революция должна помочь ему явиться на свет, что и будет являться саморождением нового общества.

Reply


Leave a comment

Up