Открытое письмо руководству Интернационального Союза Писателей и Союза писателей Луганской Народной

May 05, 2021 08:37

Уважаемые руководители Союзов, члены жюри I Международного литературного фестиваля «Казак Луганский» им. В. Даля, писатели, читатели!

Я, Нина Ищенко, член Союза писателей Луганской Народной Республики, участник I Международного литературного фестиваля «Казак Луганский» им. В. Даля в номинации «Публицистика и эссеистика», обращаюсь с этим письмом к литературной и читательской общественности. Я отказываюсь от награды, присужденной мне в этой номинации 25 апреля 2021 года в пользу Кэндзабуро Оэ.

Я приняла участие в фестивале с рецензией на сборник фэнтези российских и донбасских авторов «Паны, холопы и Другие. Тайная история Тартарии». Моя рецензия называется «Тайная история Тартарии: магическая реальность порубежья». В рецензии показано, как современные писатели создают в жанре фэнтези магическую историю русского порубежья, западной границы русского мира, куда входят современная Украина, Белоруссия, Польша, западная Россия. На этих территориях в течение столетий русская культура сталкивалась с польской, немецкой, татарской. Многие века эти земли были ареной кровопролитных битв, война была необходимым для выживания занятием местных жителей. В книге показано, как в этих условиях складывается параллельная магическая реальность этой земли, направленная на сохранения себя во времени и пространстве, сберегающая историческую память от Киевской Руси до наших дней, и отбивающая вражеские нападения в реальном, магическом и информационном мире.

Рецензия «Тайная история Тартарии: магическая реальность порубежья» получила гран-при в номинации «Публицистика и эссеистика», первое место в которой досталось японскому писателю Кэндзабуро Оэ.

Кэндзабуро Оэ - один из классиков современной японской литературы. Его романы я считаю жемчужинами сложной интеллектуальной прозы. Роман «Опоздавшая молодежь» произвел на меня огромное впечатление, поскольку описывает переживание поражения страны целым поколением послевоенной молодежи Японии. Художественный анализ ситуации, данный японским писателем, близок всем, кто пережил распад СССР и побывал в ситуации трансформации общества, смены вектора цивилизационного развития и создания новой идентичности. Романы «Футбол 1860 года», «Объяли меня воды до души моей», «Записки пинчраннера» показывают состояние общества, идущего по пути вестернизации, и жизненный выбор людей, живущих в условиях глобальных изменений. Роман Кэндазбуро Оэ «Игры современников» я вношу в десятку лучших произведений большой формы, написанных в ХХ веке, и регулярно перечитываю.

Литературное мастерство Кэндзабуро Оэ формирует пространство примирения противоречий, поскольку политические взгляды японского писателя, выраженные в его книгах, противоположны моим. Путь вестернизации, активного усвоения западной культуры и замены собственной культуры американской англоязычной полон опасностей и приводит к конфликтам. Именно по этому пути идет современная Украина, частью которой был Луганск до 2014 года, до начала войны с Украиной. Выбор западного вектора развития толкнул Украину на войну с Донбассом. Опасности этого пути, который писатель сознательно одобряет, были честно описаны Кэндзабуро Оэ, и стали мне ясны задолго до 2014 года благодаря его книгам.

В 2014 году я делала доклад о творчестве Кэндзабуро Оэ на заседании Философского монтеневского общества Луганска. ФМО существует в нашем городе с 1990 года, объединяя интеллектуалов разных профессий и академических рангов, от студента до профессора. Весной 2014 года, незадолго до начала активных военных действий со стороны украинской армии и осады Луганска, луганские интеллектуалы обсуждали творчество японского мастера. Мой доклад был опубликован в сборнике докладов ФМО «На грани мира и войны», посвященном интеллектуальному климату Луганска в 2014 году.

Раздел о Кэндзабуро Оэ есть в моей книге «Локусы и фокусы современной литературы», опубликованной в 2020 году в Луганске под эгидой СП ЛНР. Книга представляет собой сборник литературно-критических и философско-культурологических статей, посвящённых современной литературе и культурным процессам, находящим отражение в писательской деятельности авторов ХХ и XXI века. Анализ творчества Кэндзабуро Оэ занимает важное место в моей книге благодаря актуальности его произведений в условиях культурного конфликта, переживаемого моей родиной Луганском.

В знак благодарности великому писателю за его творчество, а также для того, чтобы отметить важное место, принадлежащее японскому мастеру в моем личном культурном космосе и в культуре ЛНР я отказываюсь от Гран-при I Международного литературного фестиваля «Казак Луганский» им. В. Даля в пользу Кэндзабуро Оэ.

Прошу руководство ИСП, СП ЛНР и жюри конкурса учесть мое мнение и передать гран-при японскому писателю Кэндзабуро Оэ.

Нина Ищенко
http://oduvan.org/interesnosti/novosti-russkogo-mira/otkryitoe-pismo-rukovodstvu-internatsionalnogo-soyuza-pisateley-i-soyuza-pisateley-luganskoy-narodnoy-respubliki-chitatelskoy-i-pisatelskoy-obshhestvennosti/

ИСП, Тартария, СП ЛНР, Кэндзабуро Оэ

Previous post Next post
Up