May 19, 2020 00:34
ОДНО ИЗ ЗОЛОТЫХ ПУШКИНСКИХ ПРАВИЛ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
У Александра Пушкина были свои правила стихосложения, которым он строго следовал и от которых никогда не отступал. Одно из таких золотых правил связано с рифмами.
Пушкин пользовался простыми рифмами. Но как он ими пользовался?
1. Он рифмовал слова так, чтобы у рифмующихся слов полностью совпадали окончания. То есть если он брал существительные или прилагательные, то они должны были стоять в одном и том же падеже:
«бедный - бледный», но не «бедный - бледным», «дыханье - колебанье», но не «дыханье - колебаньем»:
Жил на свете рыцарь бедный…
С виду сумрачный и бледный…
Робко, сладостно дыханье,
Белой груди колебанье…
2. Он рифмовал между собой в основном слова, относящиеся к одним и тем же, а не к разным частям речи, то есть существительные рифмовал с существительными, глаголы с глаголами, прилагательные с прилагательными, деепричастия с деепричастиями, наречия с наречиями. местоимения с местоимениями. "Обольститель - хранитель", "странник - изгнанник", "идёт - несёт", "бежит - гремит", "вздыхаю - страдаю", "бешусь - признаюсь", "поражённый - обнажённый", "ложный - осторожный", "ревнив -ленив", "возвратясь - наглядясь", "развеселясь - углубясь", "криво - нетерпеливо", "твоя - моя", "тебя - меня".
Если он писал;
«Я вас любил безмолвно, безнадежно», то наречие «безнадежно» он рифмовал с наречием «нежно», но ни в коем случае не с существительным «нежность» и не с прилагательным «нежный»:
Я вас любил безмолвно, безнадежно…
Я вас любил так искренно, так нежно…
3. А если он рифмовал между собой слова, относящиеся к разным частям речи, то всё равно рифмовал их так, чтобы у них совпадали окончания: «сух - слух», «весела - стола - подала», «дорогая - ожидая», «живой - порой», внЕмли - зЕмли". Или:
То робостью, то ревностью томим….
Как дай вам бог любимой быть другим.
Или:
Перед гробницею святой
Стою с поникшей головой.
Иногда он слегка отступал от своих правил, как, например, в раннем творчестве, лицейского периода, когда ещё не полностью сформировался как поэт, но в основном соблюдал их. Поэтому в его стихах звучала своя классическая музыка, которая не резала слух.
…И не было у него таких рифм, в которых смазываются и проглатываются окончания, как у человека с плохой дикцией, с нарушенной, невнятной речью, которому требуется помощь логопеда. Такие рифмы распространились в нашей поэзии и вошли в моду в XX веке, они считаются модерновыми, оригинальными, и иногда держатся всего на одной гласной букве, но по мне - лучше бы они были простыми и не оригинальными, как у Пушкина и у всех поэтов пушкинской плеяды.
Нина КРАСНОВА
18 мая 2020 г.