О ПОЭТАХ-КЛАССИКАХ

May 17, 2020 10:49



Нина Краснова

34 мин. ·

О ПОЭТАХ-КЛАССИКАХ

1.
Поэтами рождаются. Но классиками не рождаются, а становятся. В том числе и классики, которые родились поэтами и которые со временем становятся классиками, если они развиваются, растут и вырастают в больших и великих поэтов, как деревья. Некоторые могут засохнуть на корню. А некоторые могут сломаться и не стать такими, какими могли бы стать. Или окажутся не в той почве и не в том климате, не в тех условиях, в которых они могли бы проявиться, самореализоваться наилучшим образом. Или какой-нибудь дровосек срубит их, или какой-нибудь благоустройщик обкорнает или выкорчует их, чтобы они солнца в окне собой не застили, не заслоняли, или чтобы они не мешали на дороге движению машин, и останется от дерева один пенёк или даже и пенька не останется.

2.
Не все поэты, которые рождаются поэтами, становятся классиками. Но это не значит, что классики во всём безупречны. Как в жизни (об этом даже и говорить нечего), так и в литературе. Они же не всегда, не с пелёнок были классиками. И у них, как и у всех людей, как у всех поэтов, собратьев по перу, есть и сильные стихи, и слабые, а не только сильные. И есть очень слабые рифмы… Даже и у того же Пушкина, который считается солнцем нашей поэзии.

3.
Я как-то раз стала вспоминать и читать про себя его поэму «Евгений Онегин», отрывки, которые со школьных лет выучила и знаю наизусть:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Пушкиноведы в своих многотомных трудах всё расшифровывали и растолковывали первую и третью строчки в этой строфе, объясняли, откуда они взялись, и как их следует трактовать в контексте жизни и литературы XIX века… Но никто не обратил внимания на рифму во второй и четвёртой строке: «занемог - не мог». А это же однокоренная рифма! Как, между прочим, и в письме Татьяны к Онегину:

Я вас люблю. Чего же боле?
Что я ещё могу сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Здесь тоже во второй и четвертой строке однокоренная рифма: «сказать - наказать». Такие однокоренные рифмы, то есть не просто слабые, а вообще никакие, недопустимы даже для членов литературного объединения… То есть могут быть допустимы только как художественный приём. Но здесь это не художественный приём. И такое у Пушкина сплошь и рядом. Как и не однокоренные, а просто очень плохие глагольные рифмы в других строфах… и не потому, что они глагольные (которые могут быть лучше неглагольных!), а потому что они очень бедные, неглубокие, словом - плохие.

Сначала я молчать хотела.
Поверьте, моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас…

«Хотела - имела». Что я еще могу сказать об этой рифме? Ничего, кроме того, что уже сказала. Стихи складные, органичные… а рифмы никуда не годные. Кто-то может сказать: классику всё позволено, в том числе и такие рифмы… члену литературного объединения не всё позволено, а Пушкину всё позволено, потому что он - классик. А мне кажется, что классику это тем более это не позволено. Потому что у него молодые поэты учатся писать стихи. И с него стараются брать пример. Татьяне Лариной, которая не поэтесса, а простая провинциальная девушка, это было бы позволено (не в поэме, а в жизни), а поэту-классику - нет.

4.
Я сейчас понимаю, почему Маяковский собирался сбросить Пушкина с корабля современности. Хотя и не поддерживаю его. Я не собираюсь развенчивать Пушкина и сбрасывать его с корабля современности, как Маяковский… это и не в моей власти, и даже если бы было в моей власти, я не стала бы делать этого. Пушкин есть Пушкин, он не подлежит ревизии и девальвации. Он - дитя и продукт своего времени. В XIX веке все поэты писали одинаковым языком, то есть языком своего века, и употребляли одинаковые рифмы… которые тогда считались нормальными и даже новыми, потому что литературный язык тогда только начинал развиваться, и сейчас эти рифмы считаются классическими. Но за двести с лишним лет кто только не употреблял их. И они стали затёртыми, избитыми, банальными (как «кровь - любовь») и превратились (в стихах поэтов нашего времени) в «отработанный шлак», как сказал бы мой литинститутский учитель Евгений Долматовский, который за такие рифмы поставил бы всем своим семинаристам двойки.

5.
Игорь Волгин в своих телепередачах «Игра в бисер» всегда говорит зрителям: «Читайте и перечитывайте классику». Разумеется, классику надо читать и перечитывать. Но не всему надо учиться даже и у классиков, а надо смотреть на них исторически и знать, чему надо, а чему не надо учиться у них.

17 мая 2020 г.
Previous post Next post
Up