Честертон объяснял* свой выбор персонажей потребностями времени, желая противопоставить крылатый, радостный дух святого Франциска тяжеловесному материализму XIX столетия, а разумность Фомы Аквинского - безумию века двадцатого.
Как человек знакомится с духом времени? Кто-то, быть может - из книг или газет. Но подозреваю, что ростки духа времени прорастают в каждой душе в первую очередь, и перемену времен можно с удивлением отметить, наблюдая самого себя.
Что же готовит нам наступающий век? Материализм спрятался
на задворки души, войны и перевороты вроде поутихли и не рвут на части нашу судьбу и понятия о здравом смысле. Появилась возможность на что-то опереться в жизни, но вместе с ней - и реальная возможность увязнуть в компромиссах, измельчать, опасность незаметной подмены. И жажда этих времен - жажда скорее не духовности и не разумности как таковой, а скорее чистоты и ясности.
Кто поможет этой жажде? Выбираешь скорее по наитию, как выбирают лечебную травку больные звери. Фантастические истории
Льюиса, "
Цитадель" Экзюпери - анатомия души острым, но прежде всего чистым скальпелем...
_______________
*увы, не помню где и прошу прощения за неточную цитату