С Даней в отношенях много агрессии, посокольку много непонимания. Я чувствую, что мои действия ему часто "поперек" ... настроения, что ли. Я могу дать ему что-то обычно любимое, но в неподходящий момент, и тогда он с силой отталкивает мою руку. В связи с этим возникает два вопроса: как выжать из его поведения максимум информации, и как с возрастом перевести агрессию в более социально приемлемое русло. Впрочем, второй вопрос может разрешиться без особого напряжения по мере расширения словаря. Уже сейчас Данька в состоянии передать словами свое текущее отношение ко мне. Когда он ищет моего общества, он зовет "Маня, Маня", если же я что-то сделала не так, он ругается: "мать". То и другое произносится довольно нейтральным тоном, в крайнем случае переходящим в плач, если не отреагировали достаточно быстро; такие вот "одномерные" эмоции.
После долгого периода речи минималистической и неразборчивой, Юлина болтливость и любовь к длинным словам ощущаются как праздник, почти независимо от контекста. Очень рассмешила, когда после туалета стала требовать себе полотенце, а на объяснение, что вытираться нужно бумагой, ответила: "Это невозможно". Вот кому может понравиться "Гаргантюа и Пантагрюэль"... (лично у меня с книгой не сложилось, но помню там целое исследование на эту тему).
Часто новые слова появляются в контексте какой-то придуманной деятельности - например, изображает прыжок с парашютом и описывает процесс в технических подробностях. Из мультиков очень часто вылавливается именно это -предметы и занятия - и потом используется в играх. Сегодня играем в пиратов, завтра в школу, послезавтра требуется компас и "идем на юг"...
Танцы остаются обязательным пунктом в расписании. По этому поводу Юля совершенно заездила фиксиковский "Граммофон". (Видимо, пора ей заказывать фиксипелки отдельным диском.) Интересно, сколько же лет маме Дим Димыча, что она слушала граммофонные пластинки в молодости?
На мои инициативы Юля откликается как-то рикошетом; если я предлагаю ей налить воды кошке, Юля задумывается (как бы не принизить свою креативность прямым выполнением чужого запроса?) и тут же придумывает: "Хочу цветы поливать!" Если же ситуация для нее понятна, но я ни о чем не прошу, идея исходит целиком от Юли - тогда она может и поучаствовать. Поскольку я в быту прямолинейна, как черепаха, приходится прежде всего воспитывать себя (мне тяжело с людьми, которых невозможно просто попросить). Вдохновляюсь примером Шумадана,
виртуозно освоившего рикошетный удар. Кстати папа наш утверждает, что половину сотрудников подсадил на этот мультик.
Данила время от времени отвлекается от своих игр и идет на кухню меня искать. Вот он прибежал: телефонная трубка в одной руке, пульт от телевизора в другой. Заговариваю ему зубы, незаметно отбирая пульт: "Гаджетник ты, Даня, гаджетник..."
- Гад...- старательно повторяет Данька.
А вообще он нормальный мальчик, любит стучать молотком, катать по полу слона на колесиках и залезать на все подряд. Недавно удалось подключить его к уборке игрушек для ванны. Пока Юля вылавливает игрушки из воды, я собираю все те, что Даня успел выбросить из ванны и вручаю ему. Если "положи на место" он пока не освоил, то "отдай Юле" для него команда вполне понятная. Юля уже ценит его как товарища по играм и то и дело старается достать из вязкой сосредоточенности на чем-нибудь: "Даня, гоняняй!" Сразу или не сразу, но он обычно присоединяется и гоняется за ней по кухне. Читала, что замкнутые в кольцо помещения провоцируют детей носиться по кругу, вместо того, чтобы заниматься чем-то спокойным и развивающим. Но я не возражаю - энергии-то у детей будь здоров сколько, а на улице жарко сейчас даже поздно вечером. Иногда к детям присоединяюсь и я, сотрясая помещение воплями "Хабарра!" или "Бадуга!" (в зависимости от того, кто водит). В перекидывании подушки между мной и Юлей Даня участвует лишь частично - подбирает и приносит "мяч", если его попросить. Кидать у него пока получается плохо, катать же мячи почему-то неинтересно.
Вообще чувствуется разница в attention span - из общих игр Даня выпадает гораздо быстрее Юли.