Когда ослабляется хватка сознания и перестаешь себя занимать чем-то хотя бы потенциально нужным, в наступившей тишине можно увидеть свою инстинктивную сторону- дурные настроения, сибаритство, потребность во внимании и т.п.
Это зрелище не из приятных, но зато можно сделать интереснейшие выводы. Удивительно, из каких застарелых тупиков можно выйти таким образом.
Теоретически я знаю об этом из
Ассаджиоли и Томаса Мура, но пройти полный круг от погружения в себя к осмыслению и практическим действиям не всегда легко пройти: во-первых, легко сбиться, отвлечься на что-то; во-вторых, мысли зарождаются не легко, и часто для этого нужен диалог- пусть даже не прямо по теме, а о каких-то двоюродных вещах.
Вообще и Мура захотелось перечитать - вот к примеру (
Дары депрессии,
Темная ночь души,
excerpts from Care of the Soul)
А еще Мирча Элиаде, кажется, хорошо сказал где-то: "Распущенность позволять себе иногда как опыт, никогда- как норму". У него вообще как-то все позитивно, в смысле того, что распущенность бывает своевременна, уместна и сближает с природным миром. Это очень утешительно. Когда возникает императивная потребность в лежании на диване - можно воспринимать это как укрепление связей с природой :)