Предмет у меня не очень возвышенный: "Основы прикладного искусства и рукоделия". Дальше основ мы вряд ли продвинемся при всем желании: занятия проходят после службы, когда родители рвутся домой, да и дети устали стоять молча, им хочется побегать, побузить. Обычно у нас есть минут сорок: немного катехизиса, а потом что-то еще - музыка, инсценировки, математика или мой предмет.
Особенность малокалиберного американского храма: часть детей не понимает по-русски, попадаются и те, кто еще не выучил английский. До храма долго добираться, поэтому никогда не знаешь, кто из детей будет на следующем занятии. Есть, слава Богу, постоянные прихожане - на их детишек я обычно могу рассчитывать. Как-то раз пришло всего двое детей-причем один совсем мелкий, а тема была сложная; я ужасно расстроилась и отпустила их домой и с тех пор стараюсь планировать все так, чтобы урок мог пройти при любом числе и возрасте учеников. В хорошие дни на уроке бывает человек двенадцать.
Много раз задавала себе этот вопрос: по какому праву я трачу драгоценное время воскрески на рукоделие? Прежде всего, дети его любят. А если детям интересны уроки, то вставать утром в церковь им легче и радостнее. И еще - ручная работа кажется приземленной, но именно через работу человек реализуется как образ и подобие Бога, как сотворец окружающего мира. Дети не строят городов и не занимаются охраной природы, но и они могут внести какой-то вклад в улучшение мира: скажем, починить вещь вместо того, чтобы выбросить. Человек, у которого есть этот опыт творения, создания чего-то своими руками - мне кажется, будет бережнее относиться к вещам, к чужому труду. ... Да что я все про будущее? У меня и сейчас есть ученики, чьи работы меня просто завораживают.
Жаль, что редко доходят руки поснимать, хотя фотоаппарат я вечно таскаю с собой - просто забываю в вечной беготне от ребенка к ребенку. Отчасти это потому, что у нас очень свободный формат занятий - дети же все разные, так что проекты, разные по сложности и подбору материала, часто идут параллельно. Часто занятия начитаются с вопроса: Чем сегодня будем заниматься (скажем, есть выбор между бисером, выжиганием или росписью по стеклу), и заканчиваются вопросом: А что будем делать в следующий раз? Потому что в таких вот творческих занятиях очень важно следовать за порывами души - в начале. Терпение и ответственность нужны потом, когда выполняешь работу до конца и как следует. А попробуйте уговорить ребенка шлифовать проект, начатый без интереса... Скучных деталей и так всегда хватает: технику безопасности , например, соблюдать надо, а также порядок и минимальную дисциплину.
Мозаика- занятие 1
Мозаика- занятие 2