• Голос
Учите малыша говорить громко и чётко. Не критикуйте за тихий голос, а просто скажите: "Ой, что-то я плохо слышу, повтори ещё раз". И одобряйте за хорошо произнесённые фразы, особенно если он скажет так по собственному почину.
Пользуйтесь ситуацией.На шумной улице, например, идите и разговаривайте. Тут волей - неволей громко заговоришь, чтобы тебя услышали.
Тренируйтесь, играя. Встретились львёнок и мышка. Мышка пищит - убегает, львёнок рычит - догоняет. «Как рычит львёнок? Громко - громко, вот так», - и порычали. Для начала дайте ребёнку роль мышки. Потом поменяйтесь ролями.
• Поведение.
Устраивайте такие ситуации, когда малыш будет вынужден подойти, обратиться к кому-то. (В магазине просит игрушку - пусть спросит у продавца, сколько стоит, «можно мне её посмотреть).
Сведите с ещё более робким ребёнком - на его фоне ваш малыш почувствует себя куда уверенней, чем при тех, кто шустрей.
Заведите домашнее животное (лучше собаку, но можно и кошку). Животные не осуждают, не критикуют, они любят хозяев «за просто так», с ними играя, малыши успокаиваются, чувствуют себя более раскрепощёнными. А для тихонь это очень важно. Плюс ещё в том, что другие детишки заинтересуются симпатичной собачкой, и подбегут, и что-нибудь спросят, а уж на вопрос: «Можно погладить?», - он ответит, т.е. сам вступит в контакт.
Организовывайте общие игры почаще. Для начала хватит двух-трёх детей (в маленькой компании тихий ребёнок чувствует себя поувереннее). Старайтесь выносить на прогулку такие игрушки, в которые интересно играть в компании (мяч, например).
• Занятия
Развивайте физически. Ребёнок, хорошо владеющий своим телом, ощущает себя более сильным и смелым.
Вспомните, Что лучше всего получается у ребёнка (рисование? лепка? пение? что-то ещё?) и поддерживайте интерес."Зацепитесь" за это - ребёнку важно почувствовать: "Я могу, у меня хорошо получается". И будет просто отлично, если тому, что он сам умеет, начнёт кого-то учить.
Дайте возможность о ком-то заботиться. О ком? о вас, о щенке, о цветах в полисаднике… .Это поможет ребёнку почувствовать себя нужным и сильным.
• Юмор и подражание. Чувство юмора развивается постепенно, оно очень поможет, когда ребёнок вдруг попадёт в нелепую ситуацию. Начинайте с себя: подсмеивайтесь по-доброму над собой. («Ой, я опять перепачкала нос мукой, посмотри-ка!», играете в снежки - бац в дерево - «во, мазилка,опять не попала"). Малыш должен понять, что нет ничего страшного, если ошибся, если что-то не получилось...
Полезно разыгрывать разные сценки, и со словами, и без - пантомимою ("Давай изобразим, как мы кушаем"..."Давай поиграем, как будто у нас концерт, ты играешь на дудочке, а я на гармошке").Или вот так: "Ты артист, а я зритель... начинаем концерт!". Когда у малыша это дело начнёт хорошо получаться - расширяйте аудиторию, приглашайте на ваш концерт новых зрителей.
Подражайте животным. "Как ходит лиса? а медведь? как летает дракон? (и т.п.). Такие незамысловатые упражнения помогают учиться менять своё поведение, подстраиваться под ситуацию.
Говорите о чувствах (малыши очень плохо в них разбираются). расскажите, какие бывают, учите определять "что чувствуешь ты... какое у тебя настроение...". Подойдите к зеркалу и изобразите сердитость, весёлье. "Как мы хмуримся, когда недовольны чем-то? Вооот так. А когда радуемся, какое у нас лицо?"
Разговаривайте по-разному: быстро, медленно, громко, шёпотом ("Давай-как придумаем, как можно ещё сказать"). Берёте какую-то фразу - и произносите её на разный лад.
• Поговорите заранее с воспитательницей об особенностях вашего ребёнка, попросите её помочь, поддержать, сдружить с другими детишками. И хорошо, если малыш заранее познакомиться и подружиться с кем-то из малышей той группы, в которую он будет ходить.
Психолог Лев Семенович Выгодский обратил внимание на очень интересную особенность детворы; он назвал её «законом обходных путей развития». Суть такова: если на пути развития ребёнка встречается какая-то трудность, какое-то препятствие, то ребёнок… движется в обход. И в результате - «приобретает какие-то особые, часто редкие и потому весьма ценные качества». Выходит вот так: если ребёнок тянется к людям, но имеет трудности в общении (из-за застенчивости, например), у него развиваются такие прекрасные черты как наблюдательность и эмпатия.
Заряна и Нина Некрасовы
Рисунок Леонида НЕКРАСОВА
Одна мама пожаловалась: "Мой ребёнок такой трусишка! Кто-нибудь спросит: «Как тебя звать?», - ни за что не ответит, прячется за меня. Ему скоро в садик, не знаю, как он там будет. Он даже к ребятам в детском городке стесняется подойти..." Если вас та же проблема - вот упражнения, они могут помочь
.