Aug 01, 2014 12:27
Словно бы по ступенькам волшебной лесенки он поднимается во взрослую жизнь.
Само продвижение происходит обычно без резких падений и взлётов, потому и периоды пребывания на определённой «ступеньке» называют стабильными или литическими. А вот начинается и заканчивается каждый из них маленькой революцией - кризисом. Возрастным.
Будто вдруг распахнётся заветная дверца, и из неизвестных глубин врываются в жизнь новые силы, и переделывают всё под себя. И нет преграды, которая их остановит. И подчиняясь этому природному зову: «Учись, развивайся, расти!», - ребёнок и действовать, и вести себя в чём-то начнёт по-другому, и в его характере появится что-то новое.
Если родители заметят происходящие изменения и своевременно отреагируют - всё нормально, в кризис особых проблем не возникнет. Проигнорируют - получат капризного малыша, бунтующего подростка. И к тому же станут невольным тормозом на пути его роста/развития..
В этой книге мы рассказываем о пяти детских кризисах и о том, что мешает и что помогает их успешно пройти.
Но кризис - явление временное, он приходит - уходит, а ребёнок с нами всегда.
Не менее важно, как складываются отношения между взрослыми и детьми в межкризисные времена.
Что делать, если ребёнок не слушается? Как наладить с ребёнком контакт? Как приучить к порядку? Призвать к дисциплине? Позаботиться о безопасности? Обходиться без криков и ссор? На эти и другие вопросы в этой книге вы тоже найдёте ответ.
Родителям часто приходится балансировать между «можно» - «нельзя», «разрешаю» - «не разрешаю» А по большому счёту - между «так надо» и «надо ли так?». делать выбор
Эта книга - подсказка: что выбрать и как выбирать. В неё вошли как новые материалы, так и материалы из ранее опубликованных наших книг («Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать», «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти», «Безопасность ребёнка от памперса до паспорта. Как правильно обучать», «Что делать, если… вас достали конфликты, капризы и детские вредности» и др.).
Рост ребёнка - это дорога от зависимости к самостоятельности. Задача родителей - помочь человеку успешно пройти этот путь.
И, самое главное - сохранить при этом доверительные отношения, когда ребёнок несмотря ни на что знает и верит: «меня любят всегда». Это важно: чтобы ребёнок не сомневался в нашей любви. От этого зависит его восприятие самого себя, его самооценка, а по большому счёту, успешность во взрослой жизни.
Когда, удовлетворена основная (базовая) потребность - потребность в безусловной любви - остальное всё сложится. Обязательно.
{C}
{C}{C}{C}
Содержание
Вступление
Часть 1. Малыши
1глава. Кризис новорождённости
Я родился!
Рефлексы - помощники
Что означает плач малыша
О привязанности
Улыбка как знак
Глава 2. Младенчество
Ситуация «мы»
Если ребёнок кусается
Свои и чужие
О доверии и недоверии
Тест с комментариями «Помогаете ли в развитии речи?»
Глава 3. Няня для малыша
Где искать
Как выбрать хорошую няню
Как проверить, хорошо ли с няней вашему малышу
Чтобы няня не стала главной (сохраняем привязанность малыша)
Глава 4. От кризиса до кризиса
Кризис первого года жизни
И с мамой и без
Жажда исследовать мир
Как повлиять на детское поведение
От года до трёх лет
Глава 5. Порядок и беспорядок
Всё на так, опять бардак
Что делать, если…
Пробудить желание помогать
Эх, уберу… куда подальше
Глава 6. Кризис «Я сам!»
Рождение новой личности
Как помочь малышу
Приглашение к сотрудничеству
В борьбе за свои права
Что нас ожидает
Глава 7. О свободе и безопасности
Вечный борец или тихоня?
Как говорить, чтобы ребёнок послушался
В дороге и в очереди - как обучать между делом
Тест «Да или нет? Проверка за знание правил»
Глава 8. Как ребёнку помочь научиться
Одеваться и раздеваться самостоятельно
Сказочный подход
Учимся, но не мучимся
Глава 8. От вины к ответственности
Чувство вины и его последствия
Что такое ответственность
Как растить ребёнка ответственным человеком
Глава 9. Семейные традиции
Откуда пришли традиции и зачем они нам нужны
Из привычного в необычное
Знаки приятия и любви
Как создать хороший семейный обычай
Часть вторая. Школьники
Глава 10. Когда начались перемены
Что делать, если…
Превращаемся в чайники
Как давать задания правильно, чтобы ребёнок их выполнял
Глава 11. Кризис предшкольный, особенности
Узнать по приметам
Что в ребёнке меняется
Свой собственный мир
Рождение социального «Я»
Глава 11. Труд и творческое начало
Вовлечение в процесс
Что делать, если…
Полезно и интересно
Глава 12. Самооценка
Самооценка детей в разном возрасте
Тест «Лесенка самооценки»
Самооценка подростка
Глава 13. Кризис подросткового возраста
Что нас ожидает (или настигло уже)
Три уровня по дороге к самостоятельности
Локально - капризный
Право - значимый
Тест - ситуация «Мне всё равно»
Утверждающе - действенный
Старший подросток. Ранняя юность
Глава 14. Потребности и «заменители»
Под тёмною водой
Всё начинается с потребностей
Чем потребности определяются?
Заменители
Направление нашего поиска
Заключение. Любить и быть любимым
воспитание,
психология,
вопросы - ответы,
наши книги,
Заряна и Нина Некрасовы