Ёжик в тумане. Что происходит с подростком

May 24, 2014 14:14



Вместе со взрывом гормонов начинается «ужасное дело». Подростковый эгоцентризм.

Почему - ужжжасное? Потому что как раз он и становится поводом и причиной наших стычек и столкновений с детьми. Мало того. Он заставляет вчерашних милых и покладистых детей воспринимать окружающий мир лишь сквозь дымовую завесу своего, пер-со-наль-но-го, лично - неповторимого «эго» («я»


Как ёжик в тумане
[Spoiler (click to open)]


  •           Сосредоточенность на себе

Подросток - весь, от макушки до пяточек, сосредоточен сам на себе. Он словно вечно прислушивается: что это там (внутри) со мной происходит?! что-то необыкновенное, зна-чи-тель-ное.

Из-за этого же напряжённого «самовнимания» ему начинает казаться, что и всё окружающее внимание стянуто на него, словно бы он - некий маг, или магнит, центр притяжения.

А раз все-все смотрят - то и всё-всё замечают. Всё-всё! И тогда подросток начинает всерьёз опасаться: а вдруг выгляжу/сделаю (и т.п.) что-то не так?

Самое большое «не так» - как бы за малька не сочли! Приходится, если что, демонстрировать взрослость.

Он очень собой озабочен. И тем впечатлением, которое производит на окружающих.

О-о-очень хочется выглядеть неотразимым (таким, уникально-особенным, каким ощущает себя). Отсюда - эпатажное поведение и… стеснительность (прикрываемая нарочитой небрежностью).

Он в себе неуверен, поскольку не знает, «то, что со мной происходит - это плохо иль хорошо» и «как это выглядит со стороны».

Как лектор в аудитории, он постоянно ощущает на себе сотни глаз. И - хочет произвести на эту самую аудиторию неотразимое впечатление! (Потому и поведенье подростков зачастую демонстративно). Он постоянно настороже, готов к обороне (на всякий случай!) - вредностью, дерзостью да нападками прикрывает свою застенчивость и уязвимость, ранимость.

  • Приоритеты - своим интересам. Себе он кажется центром вселенной, настолько в себя погружён. И потому весь мир (он уверен) обязан крутиться вокруг него. (А когда не хочет крутиться - «это мир виноват, а не я»). Собственные решения ему кажутся самыми важными.

Приоритет - своим интересам, а все остальные - потом. («Почему мама не может сама убрать со стола, если мне (мне!) так ужжжасно некогда?!»).

И желает он слушать наше про «ты не прав»: подросток свято уверен в своей правоте. Он свои собственные решения он считает самыми важными. (И даже если не важными - из-за духа противоречия так и хочется сделать наоборот).

Отсюда - и спор со взрослыми, и вечное доказательство своей правоты. И придирки, претензии к родителям, к братьям-сёстрам, учителям…

Дорога подростка - от зависимости к самостоятельности.

А всё, что из прошлого (и родители в первую очередь) - олицетворение детской зависимости. Потому так часто подросток идёт поперёк. (У меня своя жизнь, я сам хочу ею распоряжаться! И сам разбираться в ней!)

Чужие советы набили оскомину - он в них глубоко сомневается, он хочет думать своей головой! Отсюда - и скепсис, и «всё знаю без вас».

Отсюда - стремление настоять на своём, навязать нам свою точку зрения. Зачем? Да хотя бы затем, чтоб продемонстрировать свою независимость и самостоятельность.

  • Всё под сомнением

Подросток подвергает сомнению всё! особенно - прошлые ценности. Старые правила, старые принципы (по которым жил и которыми руководствовался десять - одиннадцать доподростковых лет) больше не признаются. В том числе и родительские - он ищет свои.

Подростки - великие ниспровергатели и максималисты.

Они легко замечаются все неувязки в родительских делах и словах. И отлично используют это в дебатах (читай: препирательствах). Родители скинуты с трона, их пример - для подражания не образец. (Один знакомый нам ученик, например, заявил родителям: «На фиг оно мне надо учиться?! Вот, вы образованные, у тебя одно высшее, у отца два, а живёте как нищие»).

На самом же деле «выступленья» подростка - это не столько придирки и скепсис, сколько переоценки тех ценностей, которые воспринимались от нас. (В сущности, это понятно: только расставшись, хотя бы на время, со старым, переосмыслив его, можно для нового место найти). Ему очень важно научиться думать своей головой, самому научиться строить систему ценностей.

В оправданье подросткам (и в утешение нам), можем сказать, что из-за своего критического мышления и развивающегося самосознания они обнаруживает противоречия (и повод для недовольства) не только в окружающем мире, но и в самих себе. Причём - в себе больше, чем в окружающих.

Свои неувязки подросток тоже видит прекрасно. Например, отношенье к родителям, которых и любит и отвергает. Впервые его раздирает такое: не-приятие и любовь.

Появляется острое недовольство самим собой («внутриличностный кризис», скажут психологи). Он верит в себя и в себе сомневается. И… сомненья свои выплёскивает вовне. Другими словами, почти все придирки, с которыми подросток обращается к нам, на самом деле грызут его самого и обращены к себе напрямую.

  • «Плавающая» самооценка

    Малышом он оценивал себя на «пять с плюсом», сейчас - как когда. То я хороший, то я ужасный, его швыряет то вверх, то вниз. В оценке себя он опирается на отзывы о нём окружающих. А мнения бывают разные… и плохие оценки бьют очень больно. Он самолюбив и обидчив. И очень придирчив к себе.

Самооценка занижена, зато завышены требования ( в том числе и к себе самому). Никто, пожалуй, не «грызёт» не судит себя строже подростка. (Вероятно, поэтому в неблагоприятных условиях роста у подростка могут появиться полярные качества: повышенная чувствительность и жестокость; застенчивость и развязность; борьба с авторитетами и обожествление кумира и т.д. и т.п.) Это, конечно, «минус». Но есть и огромный «плюс».

Чувствуя перемены, происходящие в нем, подросток надеется на перерождение - и это становится побудительной силой в развитии.

Главное - эту надежду и это стремление не остудить.

  • Масла в огонь подливает подростковый максимализм.

Во всём, что происходит вокруг, они видит два цвета: чёрное - белое. Хорошо или плохо, добро или зло… И никаких оттенков, переходов - полутонов.

Мир контрастов и крайностей…

Он не умеет (пока) отличить временного от постоянного, важного от незначительного, проходящего. И потому любая мелкая неудача запросто превращается у него во вселенскую катастрофу, и может запросто стать причиной глубоких переживаний (и вредностей заодно).

  • Чувствует себя непонятым и одиноким. Подростку постоянно кажется: то, что он переживает сейчас - никто никогда не переживал (а, следовательно, не поймёт). Он уникальный, неповторимый, и его страдания такие же.

«Мама,- как-то мечтательно сказала мне дочь, когда я спросила её об одном симпатичном мальчике, - ну разве ты можешь понять, что такое настоящая любовь…».

Но… «единственность - исключительность - уникальность» вдруг оборачивается другой стороной. Подросток чувствует себя одиноким. (Наверняка вы тоже помните это гнетущее состояние: я один в целом мире, Вселенная вымерла! Вся! )

И этот свой внутренний дискомфорт подростки маскируют бравадой («мне никто не нужен…да я…да что ты») . Но - на самом-то деле - как одиночество перенести?!

И он присоединяется к таким же непонятым - одиноким (сверстникам и компании) в надежде, что там обретёт душевный покой.

Отсюда - сверхценность компании, отсюда - чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, и ценности этой общности для подростка становятся основой для нравственных оценок, как бы своих собственных.

  • Уникальный и … бесшабашный

Он - особенный (в этом подросток не сомневается!), и потому до нахальства уверен, что «со мной не может случиться того, что с другими (рядовыми, та сказать, обычными) людьми. («Мне судьбой предначертано нечто, и она охраняет меня», - высокопарно, но очень искренне сказал нам один подросток). Отсюда - склонность к риску, экстриму и - деструктивное поведение.
Он словно жаждет проверить себя (и убедиться!) - действительно ли особенный, избранный (?!), а потому - запросто попадает в разные переделки. Словно играет в рулетку с судьбой.

Как нам-то это перенести?

Быть может, считать, что подростки - дочки и сыновья - поселились в другом, параллельном, мире, и им надо время, и надо свою «подростковость» как мост из детства во взрослость пройти, чтоб снова вернуться в мир настоящий?!
Вдохнуть и сказать: «Это так. Я тебя принимаю».
Нам помогла эта притча. Попробуйте - возможно, она поможет и вам.

Заряна и Нина Некрасовы
                                                                  "Дорастём до подростка. Что происходит с детьми от 9 до 16 лет"

Кольцо царя Соломона

Однажды царю Соломону подарили кольцо, на котором было начертано: «Всё пройдёт». В трудные времена, в минуты невзгод и душевных страданий он читал эту надпись, и эти слова утешали его, он черпал в них успокоение. «Всё пройдёт…».
Но однажды невзгоды так одолели царя, что сорвал он в отчаянии кольцо и было швырнул его прочь… Но вдруг на внутренней стороне он заметил ещё одну надпись. Та надпись гласила: «И это тоже пройдёт». И отступила душевная мука. И морщины разгладились на челе.


©, дом и семья, дети, наши книги, взаимопонимание, Заряна и Нина Некрасовы, подросток, популярная психология, помогите им расти

Previous post Next post
Up