Ну, вот мы и добрались до конца игры. Узнаем, что ждет нас в эпилоге и какое решение примет Сареф.
А еще ниже есть личный и эмоциональный текст с выводами, но это исключительно для интересующихся.
Да, Арантир ждет вас - это можно понять по количеству выставленной стражи. Видимо, он не очень уверен, что вы погибли на шипах в храме Паука. Впрочем, если при вас подарки Седьмого Дракона, то идти вам будет нетрудно - они не только убойно действуют на нежить (на демонах проверить не удастся), но и, подобно мечу Фродо, светятся, когда рядом зомби или вампиры.
Вход в некрополь.
Как только вы спускаетесь в некрополь, ваших ушей достигает отчаянный крик. Это кричит душа некоего Иштвана - порядочного негодяя, которого по приказу Арантира подвесили на цепях над пропастью. Он умоляет вас помочь ему - вытащить крепления, удерживающие цепи, и сбросить его тело в бездну, чтобы дать ему покой. Взамен он обещает замолвить за вас словечко отцу - королю Врадеку: Арантир и его братия почитают усопших и не беспокоят целителей, ученых, достойных воинов и прочих порядочных людей, предпочитая набирать армию из врагов или неприкаянных душ; в частности, верховный лорд ставит на стражу личей, поднятых из четырех мертвых правителей Стоунхельма - вероятно, в прошлом также "порочных колдунов", которых ему не жаль. Среди них и король Врадек.
Собственно, Иштван получает по заслугам - чистый помыслами Арантир вряд ли смог бы перенести присутствие в древнем священном некрополе насильника девочки. (Если вы идете с Заной, то выясните, что она, оказывается, знает этого парня, а это ясно показывает, что за человек он был.) Однако помощь короля Врадека может оказаться вам полезной, а спасти Иштвана в принципе несложно, так что лучше, конечно, выполнить его просьбу, тем более что он, скорее всего, уже прилично настрадался за свое злодеяние.
? Вообще поворот сюжета интересный, но несколько странный: Арантир спешит совершить ритуал своей жизни, у него в руках великая реликвия, каждая секунда на счету - вот-вот может явиться "демоново отродье". И тут вдруг он, образно говоря, спотыкается об Иштвана, тратит свое время и силы своих соратников на то, чтобы повесить его над пропастью. Это ж сколько надо всего: достать тело, выковать крепления, натянуть цепи, провести обряд, чтобы привязать душу... Нет, он мог бы, конечно, но, вероятнее всего, на обратном пути: сначала важное, потом второстепенное. Впрочем, такая самодеятельность тоже никак не объяснена.
К первому креплению вы подойдете по лестнице - оно будет справа. В следующем зале вы увидите и самого Иштвана, висящего на цепи. Грустное зрелище.
Лестница.
Первое крепление.
Иштван...
Цепь. Очевидно, вам наверх.
Здесь слева вы увидите статую стража души Иштвана и табличку, объясняющую его злодейство. На мосту вас ждет лич - впрочем, разделаться с ним нетрудно, так же как и с приходящим к нему на помощь некромантом. Видите эти боковые мостики? Вам нужен второй слева. Вот и второе крепление!
Страж Иштвана.
Мост. Лич - справа, вдали под фонарем.
Второе крепление. Дело сделано!
Рычаг возле статуи позволяет открыть путь вниз.
Вот она, великая бездна! Здесь Иштван простится с вами, а вы получите честно заработанные очки.
Дальше идите с осторожностью: под ногами земля, а значит... ну, конечно, тут будут зомби.
И с другой стороны - тоже.
Запомните это место! Подлечитесь и соберитесь с духом. В соседнем зале, слева, вас ждут рыцари-вампиры и мертвый циклоп - та еще компания. Отбиться ото всех сразу очень сложно, можно поступить так: вбежав в зал и лавируя между врагами, взбежать по лестнице и встать повыше. Циклоп вас не достанет, а рыцарей оттуда можно спинывать вниз...
Так, с рыцарями закончили, а циклоп? Его убивать не обязательно, очков за это не дают. Ваша задача - перебраться на другую сторону пропасти, видите ее? С той точки, где вы стоите, очень удобно пустить стрелу с веревкой в деревянные балки и взобраться наверх. Можете, конечно, побегать по залу поискать спрятанные полезности, но их мало, и это небезопасно. Может быть, у вас получится сбить циклопа с ног, прострелив веревку, удерживающую каменный блок, - что ж, замечательно!
Ваш путь к спасению.
Вы наверху. Если решите побегать внизу, не вставайте на край провала. Видите, он подсвечен красным? Это место обваливается.
Оставленные под лестницей вкусности можно попробовать подобрать телекинезом.
Отправляемся верхним путем на другую сторону, стреляя в балки.
Когда соберетесь спрыгивать, будьте готовы вторично использовать "Убежище", иначе можете убиться. Там вас ждут некроманты, а после них - вот эта цепь.
В следующем зале установлена ловушка. Она очень опасна! Если наступите на нее, решетки закроются, а в вас полетят огненные стрелы. Если уж так получилось, пробегите в середину и стойте там, может, повезет...
В следующем зале снова ловушка! По счастью, стрелы здесь летят медленно, можете успеть проскочить.
А здесь, внизу, прогуливаются рыцари-вампиры. Имеет смысл не спрыгивать (кстати, аккуратнее, тут высоко), а поколдовать или пострелять в них сверху, чтобы на помощь прибежали их товарищи из соседнего зала - там биться сложнее, а здесь можно безопасно перебить всех сверху.
Когда пройдете поворот и рычаг, позволяющий закрыть решетку, готовьтесь: вас встретит король Врадек, тот самый. Если вы спасли Иштвана, то он очень вам поможет - фактически он сделает за вас добрую половину работы. Меня он однажды даже полечил (!). Стойте наверху, не лезьте в гущу боя! Победив личей, Врадек исчезнет и откроет перед вами врата последнего зала.
Врадек перед боем.
Врата.
Вам предстоит бесконечный спуск к алтарю. Навстречу будут попадаться рыцари-вампиры и некроманты, но переходы между этажами просматриваются, кроме того, у вас, надеюсь, хорошее оружие, а примерно посередине вас ждет еще один "помощник" - целитель Ламонтиан. В его гробнице не только тайник - встав в ней на решетку, вы полностью поправите здоровье и пополните запас маны. Хороший был человек.
Кстати, если вы войдете в гробницу, то снаружи к вам, помимо прочих, побегут два упыря, которых в другом случае на лестнице не окажется. Не волнуйтесь, пусть заскочат за вами на решетку. Сами будут виноваты.
Вход в гробницу Ламонтиана.
Вот и последние залы, они пусты. Видите, как добрые жители Стоунхелма содержат свой некрополь? Вывороченные решетки, вытащенные с мест гробы, груды костей и праха на земле, точно останки сваливали просто кучей... Мда. "Мирные граждане" этого города вызывают все меньше сочувствия, не правда ли?
А вот и Линна! Оставьте ее на лестнице, иначе она спровоцирует бой. Вам нужно вниз: видите Арантира перед алтарем?
В зале с ним некромант и рыцарь. Можете побить их заклятиями или зачаровать издали, только, ради Асхи, не делайте этого, когда они подле алтаря! Арантир включится в бой, и вы не только не сможете подобраться к нему скрытно - вам вообще нечего будет противопоставить их объединенной команде, и она запинает вас моментом. Точнее, забьет огнешарами. Впрочем, если не спускаться, то можно попробовать зачаровать рыцаря или некроманта - одурев, они побегут на Арантира, который быстро с ними справится, но в этом случае он может сразу сообразить, где вы, и разговора у вас не получится, одно смертоубийство.
Итак, Арантир остался один...
Арантир собирает энергию для ритуала.
Вы обмениваетесь репликами, "добрая" Линна подначивает вас, и бой начинается. Кстати, Линну в бою Арантир не трогает.
Последний разговор перед последней битвой.
? Если рассуждать логически, никакого боя не должно было быть. Арантир просто должен был по своему обыкновению шмякнуть эту парочку о ближайшую колонну и вернуться к алтарю.
Арантир - великий маг, вы убедитесь в этом. Он способен не только замораживать вас и лупить файерболлами (вот у кого некроманты переняли эту тактику!), но и становиться невидимым и залечивать раны в процессе боя, пока это возможно. Если он не тяжело ранен (пятна крови в этом случае выдадут его присутствие), то иногда его можно долго искать по всему подземелью и в итоге получить из ниоткуда огнешар прямо в лоб. Кажется, что сражаться с ним нетрудно, но внезапно можно обнаружить, что ваше здоровье на нуле, вы падаете на землю и слышите финальные философские реплики вашего противника. Когда же ему станет тяжело, он закроется магическим щитом, и вы уже ничего не сможете ему сделать.
Этот щит пробить нельзя.
Арантир, произнося монолог, неспешно и с достоинством вернется к алтарю и - "в интересах честной схватки", по его словам, - начнет призывать помощника... падшего дракона!
? В своем призыве Арантир, естественно, обращается к миру духов, и совершенно непонятно, почему и откуда ему на помощь прилетает груда костей. В "Повелителях орды" это исправлено: в ответ на его зов на поле боя появляется черный дракон-дух, что намного более логично.
Красивая магия, правда? Но не обольщайтесь: после этого божественного танца вам на голову обрушится экспонат из палеонтологического музея.
Далее о грустном. Чтобы победить, вам нужно убить дракона. После этого Арантир на несколько секунд резко ослабеет и будет не в состоянии даже защититься, и в этот момент вам предлагается наскакивать на безоружного и рубить его со всей дури. (Я пока не буду это комментировать, просто приведу факты.) Впрочем, великий некромант прекрасно владеет собой: он достаточно быстро собирается с силами, концентрируется, и на вас сваливается новый дракон. Однако возможности Арантира тоже не беспредельны, хоть и очень велики. Когда вы в очередной раз будете "мочить" еле дышащего противника, вы, конечно, победите - он упадет к вашим ногам и с горькими словами на устах умрет.
Что ж, Череп Теней ваш... Рады? Что с ним делать, решать вам. В игре предусмотрены четыре варианта концовки: вы можете прийти в некрополь с Линной или с Заной и в каждом из этих случаев либо выпустить папашу из Шеога, что приведет к разрушению мира, либо запереть его там навсегда. Делайте свой выбор!
Да, последнее примечание от автора: убить Арантира просто. Может быть, даже слишком просто...
Вместо послесловия: некоторые выводы и личное мнение
Ну, и кто же вы теперь? Спаситель мира или его разрушитель?
Если спаситель, то на черта вы убили Арантира, который хотел того же, что и вы?
Если разрушитель, то, как только вы отдадите Череп Теней Кха-Белеху, он вырвется и темницы и уничтожит мир, и Арантир в это же мгновение окажется прав во всем: и в своих оценках (в том числе и направленных на вас), и в своих попытках, и в своем недоверии и презрении к «демонову отродью». Более того - он сразу станет мучеником, последним и единственным, кто хоть как-то попытался защитить Асхан - и ради самого мира, и ради божества.
Этот момент как-то ускользает от внимания многих игроков, даже тех, кто вселенную «Героев» знает неплохо: да, кто-то из известных личностей Асхана гоняется за демонами, кто-то им служит, как Менелаг, но в целом они все заняты текущими битвами, личными отношениями, интригами и распрями и не помнят о главном. Заступиться за Асхан, решить проблему раз и навсегда, не дать сбыться пророчеству и в прямом смысле спасти мир решается только этот человек - некромант-одиночка, «книжный червь» и «слуга Паука».
Даже с учетом того, что мы еще не играли в ToE, не в курсе подвигов Арантира, изгнания демонов, спасения королевы Изабель, не в курсе того, что, согласно другому пророчеству («Своим последним вздохом ты будешь убеждать его, как я сейчас убеждаю тебя...»), Арантир спускается в некрополь на верную гибель и знает об этом, его героизма, казалось бы, достаточно, чтобы дать несчастному некролорду шанс на жизнь. Но малолетке Сарефу не приходит в голову, что под его мечом погибают ценнейшие знания и уникальный опыт, накопленные за столетия, что он тупо забивает человека, который пытается спасти всех ценой не только чужих жизней, но прежде всего своей. Методы Арантира далеки от идеала, их трудно оправдать (да и не стоит), но мы же помним: он не верит «демонову отродью» и не знает, что существует другой путь. У него нет выбора.
Зато выбор есть у Сарефа - он может заточить отца навеки, не прибегая к жертвоприношениям... кроме одного - убийства Арантира, притом что убийство это пустое, оно ничего не решает и не меняет; Сареф просто уничтожает потенциального союзника. Даже если игрок выбирает путь, на первый взгляд кажущийся светлым, то жертва Арантира становится напрасной, сам Сареф превращается просто в убийцу, а Линна или Зана - в его пособницу.
Бой между Арантиром и Сарефом начинается не сразу и длится довольно долго. В этом плане сцена просто безобразная - не с точки зрения сценария или исполнения, а по сути. Бегать по некрополю, махать мечом и кричать о том, чтобы Арантир отдал ему артефакт, иначе он возьмет его (Череп) силой, у Сарефа время есть, выслушивать пылкие речи некролорда и лупить его со всей мочи - тоже, а попытаться сказать что-то простое - мол, дяденька, не надо никого приносить ни в какую жертву, дай мне эту штуковину, я сейчас сам разберусь с папашей, и мы все поедем домой: я - к своей Линне, а ты - к своим книжкам, паукам и покойникам, - нет, это выше его сил и гордыни. Обычно Арантир действует в соответствии со здравым смыслом, а не с эмоциями (хотя они у него периодически «подсвечивают» - видимо, когда-то это была темпераментная натура), и предпочитает договариваться с теми, с кем можно. Дипломат, повторюсь, он хороший, так что не исключено: если бы Сареф навеки запер главного демона у него на глазах, то Арантир проникся бы его поступком, а «демон-недоучка» для него превратился бы в «сына Изабель» (Сареф мог бы заодно и в ученики напроситься, когда бы еще такой случай представился)...
Можно предположить, что Арантир не поверил бы Сарефу и не послушал бы его. Это вполне вероятно, но в этом случае дальнейшая битва и убийство безоружного врага были бы хоть чем-то оправданы для Сарефа и Линны, которая подзуживает его не хуже Заны: мол, тут нечего понимать, если Арантир завершит ритуал, погибнут миллионы людей! (Откуда она их взяла, эти миллионы, если в Стоунхелме, небольшом городе, от силы несколько тысяч жителей, из которых остались «три калеки» - те, кто не убежал, не погиб и не был превращен в зомби?) Мало того что она врет - в ее устах этот комментарий звучит как однозначный призыв: убей, хотя Арантир незадолго до этого, как мы знаем, пощадил ее и даже хотел обучить. Ни у кого из них, ни у Сарефа, будто бы очистившегося от демонического начала (лично я не заметила, чтобы в нем что-то поменялось, разве что Зана замолкла), ни у Линны - "воплощения добра", не находится для Арантира ни понимания, ни снисхождения. Они под благовидным предлогом сводят с ним счеты (за битье о стену, за паутину, за шипы у статуи), поэтому должен умереть - и точка. И Арантир, конечно же, гибнет, произнося свои последние горестные слова о том, что «некому удержать стены темницы» Кха-Белеха: «Ты победил меня - и погубил весь мир...»
После смерти он мгновенно исчезает, как погибший джедай. Это дало некоторым поклонникам надежду на то, что он уполз телепортировался куда-то залечивать раны. Боюсь, это маловероятно: его характер и ситуация таковы, что именно здесь и в этот момент он должен был стоять до конца. Хочется верить, что Асха сразу приняла своего избранника к себе - исцеляться и отдыхать от трудов. Так ли это? Нам неведомо.
Нам ведомо, что Сареф переступил через гору трупов, а здесь, у алтаря, убил безоружного спасителя собственной матери.
Нам ведомо, что с ним рука об руку идет женщина, для которой ничего не стоят чужие жизни (пусть даже она говорит об обратном и происходит из "священного" рода).
Нам ведомо (при определенном раскладе), что Сареф убил Арантира оружием, подаренным ему Седьмым Драконом с просьбой использовать это оружие во благо. Но во благо - это уж точно не против своего верного последователя! Впрочем, у Сарефа свое понятие о благе. Как и у Линны с Заной.
Нам ведомо, что Арантир, великий и сильнейший маг, почему-то внезапно позволил себя победить.
Я не знаю, умышленно ли все эти сомнительные моменты и вопросы были оставлены без ответа.
Я не знаю, почему убить Арантира столь несложно.
Я не знаю, что потом стало бы с Сарефом и Линной. Вероятно, они осели бы в полуразрушенном Стоунхелме, закатывали бы пиры, как ни в чем не бывало, и активно восстанавливали бы священный род Соколов. Вряд ли кто-то из них вспомнил бы про некрополь и алтарь, залитый кровью Арантира. Скорее всего, они, как это свойственно молодым, убедили бы себя в своей правоте, в том, что все ради благого дела и что «он это заслужил». Вряд ли Сареф возжелал бы найти свою мать - королеву Изабель, а если бы нашел, то чем бы он похвастался ей?..
Я не знаю, почему разработчики не предусмотрели еще один вариант - тот самый, который всегда предлагается, например, в шестых "Героях" и условно называется "А поговорить?" Почему Сарефу не дали возможности убедить Арантира без убийства, а потом не включили в игру, скажем, эпическую битву сторонников Кха-Белеха против объединенной команды некромантов Арантира и магов под предводительством Сарефа (и Линны, если она с ним)? Уверена, какой-то подобный вариант концовки был бы весьма популярен у игроков. Но мы имеем то, что имеем, и именно поэтому я отказалась проходить последний бой до конца - я не хочу смотреть на несправедливость и совершать ее своими руками даже в игре. Впрочем, об этом я уже писала.
Игра получилась очень неоднозначной в морально-этическом плане. Концовка откровенно... непедагогична, если хотите. Многие люди, особенно молодые (а таковы большинство геймеров), ищут образ, с которым можно соотнести себя, свои жизненные позиции, и лучше, конечно, чтобы этот образ, если он подается как положительный, не был подпорчен неадекватными действиями и словами, как у той же Линны. В Dark Messiah ни одного однозначно положительного персонажа нет вообще. На кого ориентироваться игроку: на Арантира, быстрого и холодного, как гильотина, который в конце абсурдно погибает? На расчетливую демоницу Зану? На подловатую Линну? На самого Сарефа, только и умеющего убивать и исполнять чужие приказы? Может, поэтому столько сочувствия геймеры выказывают именно Арантиру (хотя, впрочем, все равно обычно убивают)? Его готичная внешность, привлекательная для романтиков, - лишь, так сказать, вишенка на тортике. Может быть, он просто единственный из всех, кто более или менее похож на героя, единственный в игре носитель некоторых привлекательных качеств? Кто здесь добро, кто зло?
Вообще Dark Messiah - это одна из немногих игр, в которой протагонист не так уж и хорош, а его враг вызывает гораздо большую симпатию, чем он сам и его друзья. Конечно, двадцатилетний Сареф и его девочки - это откровенное заигрывание с молодой и бесшабашной частью аудитории, еще не привыкшей задумываться о таких вещах.
Впрочем, не хочу грешить и огульно осуждать игроков и разработчиков. Не исключено, что эти конфликты были оставлены в сюжете специально, чтобы на кого-нибудь из любителей «помочить боссов» вдруг снизошло озарение, как на того юношу, который выложил в Сеть видео прохождения финала. Убив Арантира, он пошел за Черепом Теней, но на пути к алтарю вдруг остановился: «Блин, че-то мне его жалко... И зачем я его убил... ДА ЗАЧЕМ ВАЩЕ ЕГО УБИВАТЬ-ТО?!!» Пусть концовка получилась негативной, пусть для Арантира теперь возможны только приквелы, но быть может, еще до кого-то что-то дойдет, а значит, действительно все не зря? Ведь "Асха все обращает на пользу".
P.S. Большое спасибо всем читавшим.