Давно это было, приехали к нам как-то японские туристы-индивидуалы, муж и жена. Попали в Москву уже после Питера.
Осмотрели под моим руководством Кремль, Красную площадь, наконец - привожу в ГУМ.
- Есть ли какие то пожелания? - спрашиваю.
- Да, есть. Хотим купить чашечки с голубым узором. Видели такие в Петербурге.
- Ага, «гжель», - говорю я не задумываясь. - Сейчас пройдем в сувенирный магазин, там «гжель» представлена в большом разнообразии.
Однако, сувенирный магазин моих гостей не удовлетворил.
- Там были чашечки очень изящные, и на них ромбовидный синий орнамент. Геометрически четкий орнамент, - пояснили мои подопечные.
И тут я вспомнила эту самую сетку.
- Так это же ЛФЗ, Ломоносовская фабрика, знаменитый петербургский фарфор, - говорю. - Я не уверена, что его можно купить в Москве.
Туристы мои занервничали, никак не желая разочаровываться. Пошли мы в ГУМ к стойке «Информации».
И оказалось, на наше счастье, в ГУМе на третьем этаже только что открыли бутик этого фарфора. Правда уже не Ломоносовского, а Императорского. Его переименовали. В тот раз я впервые услышала это новое название - Императорский фарфоровый завод.
И мы пошли на третий этаж, и с великой радостью мои туристы набросились именно на этот ромбовидный орнамент, тщательно выбрали и приобрели четыре тоненькие кофейные чашечки с блюдцами! Были очень довольны.
С тех пор, если позволяет время, вожу в этот бутик туристов как на экскурсию. Рассказываю про авторские работы мастеров ЛФЗ. Показываю пейзажи Петербурга. Рассказываю об Анне Ахматовой, о советской истории и монументальной пропаганде, рассказываю про Б.Норштейна и его мультфильм «Ёжик в тумане». Все эти темы ярко представлены в фарфоровых изделиях. Как правило, рассказ пользуется большим успехом.
Геометрический узор «кобальтовая сетка» считается визитной карточкой Императорского фарфора, бывшего ЛФЗ. Впервые он появился после снятия блокады в 1944 году. Но то был не простой орнамент.
Художница фабрики Анна Яцкевич расписала голубой сеткой сервиз в память о блокадном ленинградском небе в перекрестом освещении прожекторов во время бомбежек.
В 1958 году в Брюсселе проходила выставка, на которой ЛФЗ представил лучшие свои изделия. «Сервиз с кобальтовой сеткой» для выставки специально не готовился, а был лишь скромным дополнением к более декорированным образцам. Но неожиданно именно он получил золотую медаль.
К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до своего триумфа. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что изобретенный ею орнамент стал символом русского фарфора, а иностранцы увозят такие чашечки, как память о России.