May 02, 2011 12:32
вчера "свой среди чужих" пересматривала, сравнивая два ощущения, от первого раза - когда я ничерта не знала ни о каких исторических контекстах - и сейчас. такая получилась двойная экспозиция, наложение ретроспективного восприятия на сиюминутное. (и с книгами я люблю так делать). так вот, в детстве - я была твердо уверена, что "эти люди" простят ротмистра лемке... сейчас - мне было грустно вспоминать эту уверенность.
сны сегодняшние тоже были отголосками от восприятия этого фильма, и немного от "сталкера", а уже почти проснувшись, я словила неприлично затасканную мысль "раньше было лучше", и перед тем, как проснуться совсем, поигралась с этой пойманной мыслью, переворачивая ее с боку на бок сонной ленивой лапой - движениями, подсмотренными у кота: жестокими и любопытными - куда она, полузадушенная и на секунду отпущенная, побежит, и побежит ли...
"было лучше" - в чем, для чего, в сравнении с чем? да, кино "тогда" еще не изжило себя как определенный баланс формы и содержания, еще не допустило в себя проституцию, а вернее - не сложились такие условия, в которых дверь для проституции, как следствие, оказалась открыта. да, "тогда" еще был нравственный контроль - но разве контроль - это десятки сортов колбасы и масла свобода? а вот "сейчас" этой свободы - хоть залейся, и в плане кинематографии, можно сказать, это не лучшее, что могло произойти, но - с другой стороны - это, например, прекрасный шанс многим испытать, на что они способны в условиях такой свободы. в том числе, и в кинематографии.
я снова в который раз открываю америку, однако - есть время совершенства форм, и есть время кризиса форм, и каждое время своевременно приходит на смену другому - и тому есть Причина. и кризис формы открывает невероятно огромные возможности для постижения смысла. а сама форма стабильна только в предельный момент, как производная времени-пространства. "было лучше" - в каком плане? если смотреть с позиции Плана, никакого "лучше-хуже" просто не может быть, в отличие от упущенного - на критику, на оценку, на выражение недовольства, на предвзятые сопоставления и горестные сетования - упущенного времени, в котором полагалось жить. то есть, нет понятия лучше-хуже, есть понятие своевременность.
...хотя, оно не отменяет возникающего иногда чувства ностальгии.
проводник трамвая