Синдром Ван Гога

Jan 02, 2022 14:49

Продолжаю писать о книге Иена Роберста "Creative Authenticity". ВведениеПринцип Первый: В поисках красоты. Принцип второй. Communication. Донести идею. Принцип Третий: Родные стены.

Принцип 4: Синдром Ван Гога

Иен Робертс считает, что никто не нанес больше ущерба восприятию обществом творческого процесса, чем Винсент Ван Гог. Если посмотреть на мифы, окружающие его жизнь, то можно сделать вывод, что чтобы быть по-настоящему творческой личностью, нужно быть сумасшедшим, эксцентричным и страстным. Чтобы быть «настоящим художником», нужно пройти через отчаяние и страдание.

Почему из всей истории западного искусства, мы выбрали одного бедного сумасшедшего человека, романтизировали его страдания и приравняли их к творчеству? Были сотни стабильных, в том числе и в смысле психического здоровья, художников, которые прожили нормальные жизни в обычных сообществах. Некоторые, возможно, были эксцентриками, но необязательно сумасшедшими.

Робертс рассуждает о фактах биографии Ван Гога. Например, если в какой-то области своей жизни Ван Гог проявляет здравые спокойные суждения, то именно в написании картин-это все остальное было трагичным. Историки утверждают, что Ван Гога довело до сумасшествия общество, которое не сумело понять его гения. На самом деле, его родители хотели сдать его в психиатрическую лечебницу до того, как он стал рисовать. Он рисовал всего восемь лет, и когда он стал писать картины, многие известные художники высказывали поддержку и готовы были ему помогать. Но Ван Гог всегда совершал какой-нибудь поступок, чтобы порвать с этим человеком. Он очень хотел иметь жену и детей, и страдал от одиночества, потому что женщины не хотели с ним связываться.

Но он работал. Так что сам себя сжег. В прямом смысле-для того, чтобы написать цвета пейзажа в Провансе, он ходил в самую жару без воды и головного убора. Он хотел почувствовать, как цвета спекаются у него в голове. Все его работы, которые мы считаем «Ван Гогом», он написал за 15 месяцев в Арле. До этого его работы были слабыми и слишком подражающими какому-то художнику в Париже. А после пятнадцати месяцев в Арле он уже был в госпитале для душевнобольных. Даже в тех условиях, он написал около 100 работ.

Миф вокруг Ван Гога-что никто не понимал его как художника. Это неправда: даже когда он был в госпитале, его пригласили поучаствовать в выставке парижском Salon des Independants с десятью работами. В это же время его пригласили поучаствовать в выставке художественного общества в Брюсселе, где он продал работу за приличные по тем временам 400 франков. О нем написали в престижном голландском журнале, а критик Альбер Орье написал о нем во французском Mercure de France: «Этот смелый, настоящий художник, с шершавыми руками великана, чувствительностью женщины и душой мистика так оригинален и так далек от жалкого искусства сегодняшнего дня…»
То есть Ван Гог не был отвергнутым художником. Если бы он просто продолжал писать картины, возможно, у него бы все получилось. Но к сожалению, в добавок к приступам сумасшествия, случилось два события: Во-первых, он по-настоящему испугался замаячившего успеха. Он написал: «Успех это худшее, что может случиться». Второе: Его брат Тео объявил о своей женитьбе и что он не сможет поддерживать Винсента материально. Три недели спустя Винсент погиб.

Это была жизнь, полная трагедии, но она не служит примером того, как нужно создавать аутентичную работу.
Робертс пишет: «По моему опыту, художники, с которыми я лично встречался и которых уважаю за фокус и выражение их видения-люди практичные и щедрые. Психолог Чиксенмихайи, который изучает творчество и творческих людей, пишет, что после лет изучения историй художников, он пришел к выводу, что стереотип непонятого гения всего лишь миф, созданный идеологией Романтиков и поддерживаемый свидетельствами из единичных, будем надеяться, нетипичных исторических периодов. Все мы знаем людей, которые эксцентричны как личности или как они себя выражают, и их, возможно, считают творческими людьми. Но постоянно и устойчиво выдаваемая работа требует таких же качеств характера: ты можешь быть эксцентричным, но также постоянным и устойчивым. Художники, писатели, музыканты, которые сгорают в историях злоупотребления, не могут нам рассказать ничего о художественной практике, разве что чего стоит избегать. Это разница между идеалом романтической любви, сгорающей в огне страсти и любви между двумя людьми, женатыми пятьдесят лет, которые делят друг с другом глубокую интимную связь. Первое-это миф, второе-достижимо, имеет (и дает) смысл.»
--
Для меня это глава была не столько про историю Ван Гога, сколько про мои собственные предубеждения, каким должен быть «настоящий художник», писатель в моем случае. Романтические убеждения-если посмотреть назад, мне были очень свойственны. Все или ничего: или ты точно знаешь, что ты гений, или не стоит и пытаться. Действительно, какие-то моменты одержимости, связанные с приступами вдохновения, меня сильно пугали. Еще долго было ощущение, что чего-то недодали, забыли положить: есть какое-то стремление, тяга-но что это? Незнание «что это» казалось доказательством, что «ненастоящий» (никто не сказал, некому было, что работа в том числе заключается и в понять, «что это?»)

creative authenticity, books, книги, books about writing

Previous post Next post
Up