Прошла неделя с окончания Масленицы и самое время подвести итог расследованию, что же такое Масленица и от куда она пошла?
Постепенно уходя в глубь веков мы выяснили, что Масленица пошла от Комоедицы, растеряв всю обрядность посвященную медведям. Комоедица, в свою очередь деградировала из Комоедиц - Медвежьих праздников, сначала потеряв зимнюю часть празднования, а затем включив в себя обрядность Великодня, о котором сегодня и поговорим. Комоедицы появились под давлением христианской церкви, в результате гонений на "языческих" богов, и в результате множественных метаморфоз славянские боги сначала были почитаемы в других образах, например Велес, как медведь, который его олицетворял, а со временем утрачена была и сама суть почитания этих "богозаменителей". И в итоге из Больших и Малых Велесовых Святок получились Комоедицы - Медвежий праздник, в который надо кормить медведя блинами. Зачем надо? Почему медведя? А потому что вот! Дальше "языческих" праздников-прародителей Масленицы мы не разбирались, хотя и там, еще дальше в глубь традиций много интересного. Но из увиденного уже ясно насколько много утрачено из изначальных обрядов, наполненных смыслом, в основном основанных не почитании предков и на ведении правильного образа жизни. В итоге остался бессмысленный набор действий христианских праздников никак несвязанных и необъяснимых христианством.
Но вернемся к современной Масленице, после всех описанных выше метаморфоз, Масленица оказалась почти чистым близняшкой современной Пасхе. О Пасхе напишу на Пасху, а пока глянем, что говорит, нелюбимая мною Википедия (почему она? А это тот ресурс, который ничего хорошего о славянах не говорит, тем не менее...)
"Пасха, Вели́к день - самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день. Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Радоницкой недель.
Пасха, будучи главным православным праздником, стала органичной частью славянской народной традиции, которая по-своему переосмыслила христианскую символику этого праздника. По мнению некоторых исследователей[каких?], традиции празднования Пасхи славянами также впитали множество дохристианских славянских обрядов."
Как видим даже у этой пиндосской энциклопедии не нашлось вариантов как умолчать о славянских корнях христианских праздников.
В этот день празднуют сейчас воскрешение из мёртвых Иисуса. При этом принято на Пасху печь пасхальные куличи или пасочки, красить яйца, наводить порядок в доме, убирать могилы умерших предков, проведывать их на кладбищах, а также красить бить яйца.При этом совсем непонятно, как все эти действия связаны с воскрешением Христа, назначенного единственным сыном единственного бога? Причем интересно, что год от года Иисус воскрешает в разную дату. Ну и повторюсь христианская церковь не может все это внятно объяснить. "Не исповедимы пути господни"
И так, посмотрим на праздник из которого появилась Пасха. Как уже разбирали в прошлых статьях, считается, что Масленица справлялась, как и Комоедица в день весеннего равноденствия. Ошибку с датировкой Комоедицы мы разобрали и поправили это. А с Масленицей как ни странно ошибки почти нет. Праздник то справляли в весеннее равноденствие, но не Масленицу. Опять повторюсь, что масленицу справляют так же как и Великодень, но из за плавающей даты Пасхи Великодень раздвоился на Масленицу и Пасху. И у великодня была не плавающая дата а фиксированная 21 марта, после поста в течении сороковника (славянский месяц), а перед постом проходили Малые Велесовы Святки с 3 по 11 февраля, которые как и Великодень повлияли на появление Масленицы.
Да уж... Пишу и понимаю, что может быть непонятно из за смешения лунно-христианских плавающих дат и солнечно-правьславных фиксированных дат, общее у них только порядок и продолжительность проведения праздников.
В день 21 марта заканчивалась Великая Ночь - наступавшая со дня осеннего равноденствия (чеш. Velikonoce, польск. Wielkanoc, словен. Velika no?) и начинался Великий День - после весеннего равноденствия (укр. Великдень, белор. Вялікдзень, болг. Великден).
На ум приходят Записки Герберштейна: "с людьми из Лукоморья происходят удивительные, невероятные и весьма похожие на басню (вещи): именно, говорят, будто каждый год и точно 27 ноября, в день, посвященный у русских святому Георгию, они умирают, а на следующую весну, [чаще всего к] 24 апреля, оживают наподобие лягушек снова". О этом отрывке мы еще поговорим в статьях о Руси Лукоморской, а пока напомню Святого Георгия почитали на Юрьев день, день бога Яра, о чем я писал в прошлой статье. Почему именно этот отрывок пришел в голову? Просто традиция праздновать начало Великого Дня могла появиться только в Русском Заполярье - Лукоморье, как конец полярной ночи и начало полярного дня.
Великодень отмечали как день великой радости. Светлая неделя называелась у народа: великоденскою, славною, великою, радостною, червоными святками. В этот период значимое место занимают мотивы воскрешения и обновления природы (солнца). Полагалось изготовить новую одежду и мыться в бане. В Великдень человек должен оставить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые в этот день воспринимались как грех. Как видим прямые отсылки к Прощеному Воскресенью Масленицы.
Согласно славянским традициям, в один из дней, предшествующих Пасхе или непосредственно следующих за ней, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени. Готовились к празднику всю Красную неделю - с понедельника по субботу. Основные приготовления были с четверга (сейчас Чистый Четверг) по субботу. В ходе подготовки к празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печи и то стены. Выскабливали, вымывали полы, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление на печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. Все это связано с самим смыслом праздника, праздника оновления-воскрешения природы (мира). В прошлых статьях мы говорили о днях хаоса и воскрешении-рождении мира и мировом-вселенском яйце. Именно поэтому на Великодень помимо блинов-символов солнца, еще красили в красный цвет яйца имеющие двойной символизм. Это символ солнца и символ начала мира, сотворения мира.
Народ играл в крашенки или писанки. Крашенки- вареные яйца крашеные в красный цвет, это символ солнца, а Писанки - сырые яйца, расписанные узорами, они символизировали изначальное мировое яйцо. Женщины и девушки в играх участия не принимали. Чаще всего играли в "навбитки" ("битки") - бились яйцами, "котка" - катали яйца с горки. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов танцевать, падать, опрокидываться, что вызывало им ужасные страдания. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами. Считалось, что таким образом можно бороться со злыми духами, досаждая им. В связи с этим вспоминаются народные сказки о смерти Кащея в яйце.
После Великодня была Светлая неделя, длившаяся восемь дней. На протяжении всей Светлой недели души усопших постоянно обращаются между живыми, они посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними. Пекли блины и первый блин отдавали, нет не комам-медведям, а своим предкам, клали первый блин для них на подоконник, как бы угощая. Поминальными днем был Навский (от слова НАВЬ) четверг. Сейчас поминают на девятый день после Пасхи, то есть сразу после Светлой недели. Обращу ваше внимание на суммарную продолжительность недели в девять дней, что опять таки указывает на древние корни этих праздников, когда неделя была девятидневная, а вместо месяцев были сороковники. ( обязательно о этом напишу отдельно на днях)
В Светлую неделю проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. С этой недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Светлая неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Это происходило по-разному в разных деревнях. Масленичные смотрины, походы к тёщам и зятьям от сюда и пошли. Причем в Комоедице от которой пошла Масленица почти ничего от праздника 21 марта не было изначально.
Всю Светлая неделя ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для современных праздников, в эти светлые дни не было. Масленице, кулачные бои, например, достались через Комоедицу от Велесовых святок, как и бесшабашность дней хаоса. В Светлую неделю на деревенских улицах собиралось много народа - гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.
Чуть не забыл про Морену, которой на Малые Велесовы Святки Велес сшибал рог. Вот именно в Великодень и сжигали соломенное чучело Морены-Зимы (одна из эпостасей Макоши) после чего Макошь возрождалась в виде богини весны Весты, чей день так-же праздновали в этот день.
Наверное стоит закончить на этом рассказ о Масленице. И про праздники явившимися основой для этого "христианского" праздника.
Рассказ о Масленице-Комоедице закончен, но впереди увлекательная история о родине этих праздников о родине "Медвежих Царей"...