Ну, тут я больше начитался художественной литературы, в которой не всё считаю фантазией автора. Полагаю, что Чингиз Айтматов знал многое, о чём писал. И многие детали степной жизни изучал не по учебникам. Вот отрывок из романа "Буранный полустанок": "Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские пространства народ-армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь - предал повешению воина-сотника и молодую женщину-золотошвейку, вышивальщицу триумфальных шелковых знамен с огнедыша-щими драконами на полотнищах... К тому времени большая часть Азии была уже под пятой Чингисхана, поделена на улусы между его сыновьями, внуками и полководцами. Теперь на очереди стояла участь краев за Итилем (Волгой), участь Европы. В сарозекских степях была уже осень. После дружных дождей пополнились водой пересохшие за лето озерца и реки - значит будет чем поить коней в пути. Степная армада поспешала. Переход через сарозекские степи считался наиболее трудной частью похода. Три армии - три тумена по десять тысяч воинов - двигались впереди, широко развернув фланги. О мощи туменов можно было судить по их поступи - по зависшей на многие версты по горизонту, как дым после степного пожара, пыли из-под копыт. Еще два тумена с запасными табунами, обозами и яловыми стадами на каждодневный убой следовали позади - в этом можно было убедиться, оглянувшись,- там тоже вилась пыль в полнеба. Были еще и другие боевые силы, которые нельзя было увидеть из-за их удаленности от этих мест. К ним надо было скакать несколько дней - то были правые и левые крылья, по три тумена в каждом крыле. Те войска двигались самостоятельно в сторону Итиля. К началу холодов предполагалась на берегу Итиля встреча в ханской ставке командующих всех одиннадцати туменов с тем, чтобы согласовать дальнейшие действия и двинуться по льду через Итиль в богатые и славные страны, о покорении которых грезил Чингисхан, грезили его полководцы и каждый всадник... Так двигались войска в походе, не отвлекаясь, не задерживаясь, не теряя времени. И с ними в обозах были женщины, и в этом заключалась беда. Сам Чингисхан с полутысячью стражников - кезегулов и свитой - жасаулами, сопровождав-шими его в пути, находился в середине того движения, как плывущий остров. Но ехал он особня-ком - впереди них. Не любил Повелитель Четырех Сторон Света многолюдья возле себя, тем более в походе, когда следует больше молчать, смотреть вперед и думать о делах. Под ним был любимый иноходец Хуба, прошедший у хана под седлом, быть может, полсвета, сбитый и гладкий, как галечный камень, могучий в груди и холке, белогривый и чернохвостый, с ровным, шелковым ходом. Два запасных коня, не менее выносливых и ходких, шли налегке в сияющей отделкой ханской сбруе, ведомые верховыми коноводами. Хан менял коней на ходу, как только лошадь начинала припотевать."
Из рассказа следует что основные силы около 50000 . И они меняли коней на ходу. То есть 150000 коней в авангарде. Для их обеспечения можете посчитать сколько надо фуража в обозах которые идут сзади. А с учетом скорости авангарда со сменой лошадей обозам надо поддерживать скорость чтоб не отстать. Считайте количество лошадей тянущих обозы... Теперь добавьте обозы для обеспечения фуражом лошадей тянущих обозы. С учетом, что после прохода 150000 лошадей в авангарде весь подножный корм был съеден. А судя по описываемому количеству пыли этого корма и не было. Это только для обеспечения рабочих лошадей. Добавьт обозы для обеспечения кормовых лошадей, воинов, и кучи обслуги вплодь до вышивальниц знамен. Получаем бесконечную армию, которая весной подошла к полноводной волге... И чё? И все наступление остановилось до осени, к осени все сожрали, войска от безделия пересрались и поубивали друг друга за кусок съестного.
Именно такой расклад и смущает. Что-то не бьётся, если не знать какого-то секретного ключа ... Либо перевод числительных был неверным. Читаешь любые сказки и мифы, а там встречаешь сплошь 3, 7, 9, 12, 33, 40, ... Сорок дочерей, сорок дней, ... А как больше сорока, так там вообще без счёту, так много ... Кто бы сидел в засаде и пересчитывал состав тумена? Полагаю, что всё это шло со слов. Сплошные пересказы и переводы - глухой телефон. Есть же ещё такие понятия, как действующая армия и резервисты. Та же КНДР, в случае кипиша, готова поставить под ружьё всех, кто в силах удержать ружьё. А кому не хватит ружья, тот возьмёт лопату или вилы ... Описание армии Чингисхана в романе больше смахивает на гиперболу... И Википедия частично подтверждает это предположение: В разное время историки давали различные цифры относительно численности монгольских войск. Максимальную численность в 600 000 человек приводит Плано Карпини. Так, Н. М. Карамзин оценивал общую численность вторгшихся на Русь монгольских войск в 500 000 человек. Правда в дальнейшем он уменьшил её до 300 000 человек. Эти данные сильно завышены, и позднейшие историки предложили совершенно другие оценки численности войск Чингисхана и Батыя. Трудности в определении общего числа воинов монгольской армии состоят в том, что оно колебалось в разные периоды правления Чингисхана, а персидские, китайские и русские писатели имели тенденцию сильно завышать численность монгольских войск. Э. Хара-Даван, основываясь на данных компетентных английских исследователей, заявляет, что максимальная численность монгольского войска за весь период правления Чингисхана была 230 000 человек. Ниже приведены данные о численном соотношении монгольских войск в разных подразделениях армии во время похода против Хорезма.
Кроме того, для запугивания противника кидани использовали особых агентов, распространявших во вражеском стане панические слухи. Во время сражений киданьская армия применяла все характерные для кочевников боевые приёмы: внезапные нападения, ложные отступления, засады.
Вот отрывок из романа "Буранный полустанок":
"Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские
пространства народ-армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь -
предал повешению воина-сотника и молодую женщину-золотошвейку, вышивальщицу
триумфальных шелковых знамен с огнедыша-щими драконами на полотнищах...
К тому времени большая часть Азии была уже под пятой Чингисхана,
поделена на улусы между его сыновьями, внуками и полководцами. Теперь на
очереди стояла участь краев за Итилем (Волгой), участь Европы.
В сарозекских степях была уже осень. После дружных дождей пополнились
водой пересохшие за лето озерца и реки - значит будет чем поить коней в
пути. Степная армада поспешала. Переход через сарозекские степи считался
наиболее трудной частью похода.
Три армии - три тумена по десять тысяч воинов - двигались впереди,
широко развернув фланги. О мощи туменов можно было судить по их поступи - по
зависшей на многие версты по горизонту, как дым после степного пожара, пыли
из-под копыт. Еще два тумена с запасными табунами, обозами и яловыми стадами
на каждодневный убой следовали позади - в этом можно было убедиться,
оглянувшись,- там тоже вилась пыль в полнеба. Были еще и другие боевые силы,
которые нельзя было увидеть из-за их удаленности от этих мест. К ним надо
было скакать несколько дней - то были правые и левые крылья, по три тумена в
каждом крыле. Те войска двигались самостоятельно в сторону Итиля. К началу
холодов предполагалась на берегу Итиля встреча в ханской ставке командующих
всех одиннадцати туменов с тем, чтобы согласовать дальнейшие действия и
двинуться по льду через Итиль в богатые и славные страны, о покорении
которых грезил Чингисхан, грезили его полководцы и каждый всадник...
Так двигались войска в походе, не отвлекаясь, не задерживаясь, не теряя
времени. И с ними в обозах были женщины, и в этом заключалась беда.
Сам Чингисхан с полутысячью стражников - кезегулов и свитой -
жасаулами, сопровождав-шими его в пути, находился в середине того движения,
как плывущий остров. Но ехал он особня-ком - впереди них. Не любил
Повелитель Четырех Сторон Света многолюдья возле себя, тем более в походе,
когда следует больше молчать, смотреть вперед и думать о делах.
Под ним был любимый иноходец Хуба, прошедший у хана под седлом, быть
может, полсвета, сбитый и гладкий, как галечный камень, могучий в груди и
холке, белогривый и чернохвостый, с ровным, шелковым ходом. Два запасных
коня, не менее выносливых и ходких, шли налегке в сияющей отделкой ханской
сбруе, ведомые верховыми коноводами. Хан менял коней на ходу, как только
лошадь начинала припотевать."
Reply
Это только для обеспечения рабочих лошадей. Добавьт обозы для обеспечения кормовых лошадей, воинов, и кучи обслуги вплодь до вышивальниц знамен. Получаем бесконечную армию, которая весной подошла к полноводной волге... И чё? И все наступление остановилось до осени, к осени все сожрали, войска от безделия пересрались и поубивали друг друга за кусок съестного.
Reply
Либо перевод числительных был неверным. Читаешь любые сказки и мифы, а там встречаешь сплошь 3, 7, 9, 12, 33, 40, ... Сорок дочерей, сорок дней, ... А как больше сорока, так там вообще без счёту, так много ...
Кто бы сидел в засаде и пересчитывал состав тумена? Полагаю, что всё это шло со слов. Сплошные пересказы и переводы - глухой телефон.
Есть же ещё такие понятия, как действующая армия и резервисты. Та же КНДР, в случае кипиша, готова поставить под ружьё всех, кто в силах удержать ружьё. А кому не хватит ружья, тот возьмёт лопату или вилы ...
Описание армии Чингисхана в романе больше смахивает на гиперболу...
И Википедия частично подтверждает это предположение:
В разное время историки давали различные цифры относительно численности монгольских войск. Максимальную численность в 600 000 человек приводит Плано Карпини. Так, Н. М. Карамзин оценивал общую численность вторгшихся на Русь монгольских войск в 500 000 человек. Правда в дальнейшем он уменьшил её до 300 000 человек. Эти данные сильно завышены, и позднейшие историки предложили совершенно другие оценки численности войск Чингисхана и Батыя. Трудности в определении общего числа воинов монгольской армии состоят в том, что оно колебалось в разные периоды правления Чингисхана, а персидские, китайские и русские писатели имели тенденцию сильно завышать численность монгольских войск. Э. Хара-Даван, основываясь на данных компетентных английских исследователей, заявляет, что максимальная численность монгольского войска за весь период правления Чингисхана была 230 000 человек. Ниже приведены данные о численном соотношении монгольских войск в разных подразделениях армии во время похода против Хорезма.
Кроме того, для запугивания противника кидани использовали особых агентов, распространявших во вражеском стане панические слухи. Во время сражений киданьская армия применяла все характерные для кочевников боевые приёмы: внезапные нападения, ложные отступления, засады.
Как говорится, у страха глаза велики.
Reply
Leave a comment