Ходили сегодня с коллегой на фильм
"Салли". И я, как ответственный авиационный работник настоятельно рекомендую... хотя, нет, я требую!, чтобы все обязательно посмотрели это кино. В кинотеатр можно не ходить. Это фильм не об эффектах, это фильм-история. Фильм о человеке. О том, кто совершил подвиг, который не хотели признавать, не смотря на его очевидность.
После просмотра я пришла домой и решила, что не могу себя сдерживать, и просто обязана поделиться свои чувствами относительно не только этой истории, но и еще нескольких, которые затрагивают мое сердце больше всего. Пусть и несвязная история, но такое себе лоскутное одеяло из личных эмоций, под катом.
История с посадкой самолета на реку Гудзон уникальная. Как в МАУ, так и в Qatar Airways во время обучения нам ставят ее в пример. Разбираем, анализируем действия экипажа, комментируем, восхищаемся, переживаем. Те, кто близко с авиацией не знаком или не особо помнит эту историю, могут почитать
тут. От себя добавлю, что у экипажа было всего 25 минут до полного погружения самолета под воду. Выжили все! Геройство командира Салленбергера заключается не только в том, что он с точностью исключительного профессионала рассчитал все показатели для безопасной посадки самолета на воду. Но и в том, что после помощи бортпроводникам в эвакуации, сам прошел по заполненному водой салону в хвостовую часть, чтобы убедиться в отсутствии там людей. Это мы всегда обсуждали на тренингах. И это было прекрасно показано в фильме. Было приятно увидеть подобные детали.
На самом деле, хочу очень и очень много рассказывать и о деталях катастрофы, и о судьбе командира. Но лучше посмотрите кино. Может потому что тема касается меня непосредственно, я не могла избавиться от напряжения в течении полутора часов просмотра. Мне всегда очень тяжело смотреть настолько правдоподобно снятые истории об авиации. Тяжелее только реальные видео, речь о которых пойдет дальше.
Справедливости ради, стоит отметить, что "Чудо на Гудзоне" было далеко не первой удачной посадкой на воду в истории. Из тренингов знаю еще как минимум три. Но заострю внимание только на одной из них. Это было в далеком 1963 году. Может поэтому случай не такой известный. Самолет Ту-124 компании "Аэрофлот" в результате отказа двух двигателей вынужден был совершить аварийную посадку на Неву в центре Ленинграда. Управление было передано второму пилоту, бывшему военному летчику, имевшему опыт посадки на воду. Пилот благополучно приводнил лайнер, все 45 пассажиров и 7 членов экипажа были эвакуированы. Печально, что, как всегда, люди знают американских героев, а наших не помнят. Да, "Гудзон" гораздо новее, да, там было гораздо больше людей. Но это ничуть не уменьшает подвиг наших пилотов. Поэтому я не могла не упомянуть эту историю.
Приводнение считается одним из самых сложных видов посадки самолета. Водная поверхность никогда не бывает гладко ровной. Волны и ветер сводят шансы фюзеляжа остаться без, или даже с малым количеством повреждений практически к нулю. Идеально гладкой поверхности быть не может. Именно поэтому, посадка на воду всегда последний из всех возможных вариантов развития событий. Если есть возможность дотянуть до суши - пилоты сделают все, что в их силах, чтобы не садиться на воду. В двух вышеупомянутых случаях такой возможности не было. Либо на город, либо на воду.
Подобные истории хоть и тяжело переживать даже в качестве наблюдателя, но они не могут не вдохновлять. Как и другие, о которых хочу обязательно поделиться, раз уж зашел разговор.
Когда я только начинала работать в Катаре, в одном из разговоров по скайпу папа спросил меня: "Узнай у своих коллег индийцев, известно ли им, кто такая Нирджа Бханот?" Поспрашивала, предварительно прочитав историю этой девушки в интернете. К сожалению, знали о ней не многие. До момента, когда на экраны в 2016 году вышел Болливудский фильм
"Нирджа". А теперь забудьте все, что вы думали и знали про Болливуд, и посмотрите этой замечательный фильм. Желательно с субтитрами. К сожалению, у нас пока нет качественного дубляжа индийских фильмов на русский язык, а любительская двухголосная озвучка испортит впечатление.
Меньше о кино, больше о девушке.
Она не дожила двух дней до своего двадцатичетырехлетия. Во время захвата самолета в аэропорту Карачи, Пакистан, Нирджа была старшей по званию среди членов экипажа. Девушка вела переговоры с террористами, помогала им связаться с работниками аэропорта. На земле тянули с решением, а в самолете Нирджа всячески оттягивала момент, когда террористы решат перейти к активным действиям. Из-за долгого бездействия наземных служб, в доказательство своей решительности, террористы начали убивать пассажиров, и решающим фактором в выборе жертв было американское гражданство. Нирджа помогала пассажирам прятать паспорта, чтобы среди них нельзя было вычислить американцев. В момент, когда уже никакие переговоры не помогали, действия террористов полностью вышли из под контроля: они без разбора начали расстреливать людей - Ниржда открыла двери самолета, предоставив возможность людям выбраться из ловушки. За это была застрелена. В результате захвата, из 380 людей погибли 22.
Это реальная история, которая в фильме показана очень точно и трогательно. Я смотрела фильм в Дохе. В конце, все, кто находился в зале, со слезами на глазах, стоя, приложив ладонь ко лбу, отдавали честь Нирдже Бханот.
"Песни у людей разные,
А моя одна на века.
Звездочка моя ясная,
Как ты от меня далека"
Все конечно же слышали и прекрасно знают эту песню. Но многие ли знают, что песня эта была посвящена бортпроводнице Надежде Курченко, единственной погибшей при захвате самолета летевшего рейсом Батуми-Сухуми, в 1970 году. Правда, уточню, не официально. Первый исполнитель песни, вокалист ВИА "Цветы", посвящал эту песню своему погибшему сыну. А автор стихов Ольга Фокина, написала свое произведение вообще задолго до трагедии. Но в момент выхода песни в 1973 году, люди искренне верили, что пеня про нее, Надю Курченко, и объявили ее неофициальным реквиемом. Во время угона, девушка, заподозрив неладное, успела предупредить пилотов об опасности и ценой собственной жизни до последнего, будучи уже раненной в бедро, боролась с угонщиком, заграждая своим телом доступ в кабину пилотов. Через три недели у Нади была запланирована свадьба. Через два месяца ей должно было исполниться двадцать лет.
Эти истории и трагичные, и трогательные до глубины души. Но ничто не потрясает так сильно, как события, произошедшие совсем недавно.
Чуть больше месяца назад, днем 3 августа я спала перед рейсом в Аделаиду. Меня разбудил звонок моего коллеги, который в аэропорту ждал вылета в Дубай. "Самолет Emirates разбился в Дубае". Emirates! В коммерческом плане - наши конкуренты. Но среди бортпроводников нет и в помине вражды. Многочисленные командировки мы проводим вместе у бассейна, когда экипажи обоих авиакомпаний селят в одну и ту же гостиницу. Да и чего греха таить, устраиваясь на работу, изначально никто не видит никакой разницы. Три ближневосточных гиганта - Emirates, Qatar Airways и Etihad. Все из нас ходили на собеседования во все три компании, если была возможность. Все из нас работают там, куда взяли быстрее. Конечно, есть разговоры на тему "у нас лучше это, у вас лучше то". Но в целом, мы братья, мы семья. И Дубай это же тут, рядом, буквально за поворотом.
Уже в новостях я узнала о том, что причиной пожара стала жесткая посадка из-за поломки передних шасси, в следствии которой произошел взрыв двигателя с последующим возгоранием фюзеляжа. В сети сразу же стали появляться видео и фотографии очевидцев, находившихся в здании аэропорта и стоящих поблизости самолетах. Но самое шокирующее видео было снито изнутри самолета. То, которое я смотрела с глазами полными ужаса и слез. Ни грамма преувеличения. Я действительно не могу второй раз смотреть это видео.
Click to view
"Open seat-belts! Leave everything! Come this way! Jump and slide!"
Слова, которые мы учим при первичной подготовке, которые повторяем на каждом предполетном брифинге, которые мы в состоянии без запинки произнести, даже проснувшись после глубокого сна. Слова, которые только сейчас я стала воспринимать со всей серьезностью.
У ребят были секунды. И не смотря на панику и тотальный хаос в салоне, они это сделали. 282 человека и 18 членов экипажа, включая двух пилотов. Не пострадал ни один! Этот случай стал ярчайшим примером за всю историю авиации того, что не только пилоты (как думают большинство людей) ответственны за жизнь людей на борту. А бортпроводники находятся в самолете не для обслуживания. Ни в коем случае не умаляю заслуги пилотов. Но в данном случае, 282 жизни своими руками спасли "официанты в небе". Браво, Emirates!
Перед каждым рейсом мы, в обязательном порядке, проходим предполетный брифинг, обсуждаем аварийные ситуации и алгоритмы действий. А когда попадаем на самолет, в первую очередь проверяем наличие и исправность аварийно-спасательного оборудования. Огнетушители, кислородные баллоны, спасательные жилеты и много, много чего другого. Мы каждый год проходим переподготовку, во всех деталях проецируем возможные аварийные ситуации и практикуем наши действия на различных симуляторах.
И молимся, чтобы никогда не использовать эти навыки.