Oct 29, 2016 01:41
У японцев есть такое культурное явление -- разочарование в Париже. Даже слово специальное есть какое-то. Приезжает японец или японка жить в Париж, насмотревшись фильмов, с картинкой круассанов и Эйфелевой башни в голове, и сталкивается с суровой действительностью вроде экономического кризиса, высоких цен, огромного количества арабов, не самых чистых улиц, не самой удачной погоды, прочая, и ломаются об реальность -- фантазия была так сильна, а мир оказался так жесток и непригляден.
У меня не было разочарования в Китае, поскольку особо не строила себе в голове картинок -- однако здешние обстоятельства оказались много утомительнее и много менее "красивыми", чем мне представлялось. Неопрятность, неорганизованность и суета вкупе с отличными от русских представлениями о быте (и, конечно же, сам язык и сложность нахождения способа общения) нагружают душу будь здоров. Но я тут вдруг начала очень осторожно и нежно нащупывать краем сознания что-то очень сближающее меня с этими людьми. Меня как русскую, как сибирячку-провинциала, не как московскую барышню. Подозреваю, что эта идентичность всё-таки привязана к очень специальной прослойке россиян, и изрядно выбивается из фона "Россия" как целостного государства, это я уже какое-то время как ощущаю. Никого не хочу обидеть, но часто у меня возникает чувство, что москвичи -- не совсем русские (точно так же, как и я, прожившая из 26 своих лет 20-21 в Москве). В путешествиях по стране это особенно резко чувствуется. В сибирских городах, на дальнем Востоке, даже уже на Золотом Кольце появляется нечто народное, живое, что немного утрачивается в повседневной столичной сытости и фриковатости. Не знаю, как объяснить. Другое.
Так вот, о чём я.
Китайцы очень трепетно относятся к живому и к физической жизни. С самого начала в китайской культуре было очень плохо с миром абстракций и трансценденций, идея загробной жизни, зависящей от "поведения", в их культуре не была пророщена, - альтернативой этому были идеи долголетия и бессмертия (на мой пока что не очень компетентный взгляд: это гипотеза на основе моего законченного бакалавриата, не результат специального изучения).
Мне это очень нравится. У них есть какая-то очень детская доброта к живому, неважно, насколько это живое "аккуратно" или "изящно", уважением к старикам, безбашенная любовь к детям и детству как к источнику жизненности и какой-то "свежести" жизни, внимание к комфорту, (три тысячи раз - комфорту) и невнимание к чему-то такому, чему я даже слова не могу нормально подобрать -- визуальному? нет. форме? нет. тому-как-выглядит? нет. У нас, европейцев, есть какой-то дефолтный фильтр восприятия мира, которого нет у китайцев, и я краем чуйки его задеваю, как слепое пятно, но не могу назвать, потому что я внутри этого фильтра. Этот "фильтр" похож будто бы на страх наказания за что-то конкретное, за какую-то непрерывность, как будто мы боимся быть всеми собой целиком и запираем внутри какой-то кусочек эмоций и желаний. Короче, как будто бы... какой-то части сдержанности, свойственной нам, у китайцев нет (это не значит, что у них отсутствует вообще "сдержанность" как понятие или как практика, но сдерживают они ЧТО-ТО ДРУГОЕ, не то же самое, что условные "мы"). Это очень сложно описать. И впечатление это пока слишком поверхностное, конечно.
И тем не менее в этой безжалостно телесной культуре (привет китайскому уличному стрессу, от бесконечных плевков, и от льющегося с лотков с едой масла) -- есть что-то нежное до трепета. Любовь к земле, вот так бы я это описала. Тут очень сильная параллель с русскими деревнями и крестьянами меня догоняет. Что-то одинаково живое есть в любви русских к земле, и любви к земле и природе (в разных смыслах) китайцев. Я не знаю, как я это учуяла, но сегодняшние обыкновенные китайские бабуленьки с тайцзицюанем, в парке поблизости, вдруг навели мой фокус на какую-то очень особенную радость от того, что я живая и телесная и прикасаюсь к миру. Что-то даже есть в том, что китайцы - коммунисты!
В смысле, ощущение такого советского рая от полей пшеницы и красивых красных экскаваторов (на картинках в журналах) я здесь чувствую родным и въевшимся в ткань повседневности, -- это немного даже напрягает, как будто подвох какой-то. =)
И я люблю то, что у них в общественной морали зашито уважение к любому труду, статус очень важен и образование очень важно, но ответственное отношение к работе даже невысокого класса -- очень ценится и считается (как я понимаю пока что) базой для пути наверх. То есть, тщательность и прилежность считаются опорными качествами, фундаментом для того, чтобы строить себе статус выше.
Каким-то очень странным и родным образом это задевает меня, за правую-часть-левой-пятки, едва-едва, и всё же. Тут есть своё. Тут есть Земля :) И есть чувство физического удовольствия от жизни и пребывания в мире.
Надеюсь, этот пост доносит что-то похожее на мысль, потому что мне очень тяжело формулировать едва обозначившиеся в сознании вещи. Но нужно зафиксировать, потому что я хочу учиться описывать даже совсем тонкие ощущения. И вообще, учиться выражать мысли, я поняла, что это нужно тренировать.
А парижским японцам я бы, наверное, советовала повнимательнее присмотреться к фактам жизни вокруг. Даже небольшие важные и красивые вещи могут заинтересовать и удивить получше всяких мечтаний и фантазий.
Китай,
как устроен мир,
социум