На днях в RSS-ленте промелькнул
пост Ани Заболотной о завершенном курсе на
Coursera, и так сложилось, что как раз в это же время я получила результаты своего первого опыта обучения на данном ресурсе - 9-недельного курса
AIDS. Об этом хотелось бы рассказать подробнее.
Курс представлен университетом Emory и рассчитан на широкую аудиторию, то есть какой-либо специальной подготовки для его прохождения не требуется. Основной лектор -
Kimberley Sessions Hagen, плюс почти каждую неделю выступали приглашенные гости - преподаватели, исследователи, руководители различных организаций, связанных с различными областями деятельности в сфере изучения и борьбы с ВИЧ/СПИД. По итогам курса в нем приняли участие 18600+ человек из 174 стран мира.
Что это такое и с чем его едят
Программа рассчитана на 9 недель, ориентировочная нагрузка - 3-4 часа в неделю. На самом деле это время указано для носителей языка, у меня выходило в среднем около 6-7 часов с учетом необходимости иногда лазить в Google Translate и предварительного обдумывания перед написанием очередного эссе. Каждая неделя была посвящена одной из тем:
- The origin of AIDS (история открытия вируса и его первых «шагов по планете»)
- The Science of HIV (основы работы иммунной системы человека и взаимодействие вируса с ней)
- Behavioral prevention (модели поведения, отношение общества к ВИЧ, категории риска и меры предосторожности)
- Biomedical prevention (медикаментозные способы профилактики)
- Vulnerable populations (политические, культурные, экономические и гендерные факторы, влияющие на риск заражения)
- Clinical care issues (исследования и результаты)
- Vaccines (виды вакцин, проведение исследованием с участием добровольцев)
- Future challenges (дальнейшие перспективы, ключевые направления борьбы с эпидемией)
- The response to HIV (общественные движения и организации, роль религии в них)
Длительность лекций - 1,5-2 часа, дикция у преподавателей очень хорошая, так что можно обойтись без субтитров, хотя они есть.
Также доступны для скачивания презентации, по которым читаются лекции. К видеоматериалам прилагается список для чтения - от 2-х до 7-ми ссылок на научные веб-ресурсы или статьи в PDF. Примерно половина из этих материалов обязательна, остальное - по желанию. Информация из обязательных материалов может использоваться в тестах.
“Three things I learned” notebook
Особая фишка курса, предложенная Kimberly S.Hagen - завести небольшой блокнотик, куда каждую неделю записывать минимум три пункта, которые ты узнал, ознакомившись с учебными материалами. Что-то вроде микроконспекта, необязательного, но действительно полезного. Меня он не раз выручал при написании эссе на свободные темы.
Тесты
Каждую неделю студентам предлагалось выполнить задание - пройти тест или написать эссе. На выполнение задания дается 2 недели, чего вполне достаточно даже для отстающих от графика. Тестов всего 3 шутки + один дополнительный (extra credit), они несложные - 10 вопросов (в дополнительном 15), время выполнения не ограничено. Можно сохранять промежуточный результат, пользоваться любыми материалами, количество попыток достаточно велико (100, в дополнительном 3) и засчитывается лучший результат из всех попыток. В общем, халява.
Эссе
Задания с написанием эссе оказались гораздо сложнее, их 5 штук, в 4-х тему можно выбирать самостоятельно в пределах заданного направления. Объем абсолютно разный - от 1-2 абзацев (~200 символов) до развернутого текста (~1000 символов). Иногда одно эссе составлялось из двух частей, каждая из которых посвящена своей теме. Очень большим подспорьем для меня стали подробные инструкции с примерами, как пишется эссе, из чего состоит и каким критериям должно соответствовать. Все-таки есть отличия от простых «сочинений на вольную тему», о которых лучше знать:
- Если не оговорено отдельно, все аргументы должны быть подкреплены ссылками на проверенные и общедоступные источники: статистические данные, научные статьи, книги и т.п. Искать их придется самостоятельно в рамках изучения темы.
- Ссылаться на видеолекции нельзя, потому что во время курса они доступны только подписчикам, т.е. не являются открытым источником.
- То же самое с книгами, если в сети нет хотя бы нужной главы в открытом бесплатном доступе.
- Лучше, чтобы источники были англоязычными.
Эссе проверяются другими студентами, распределение происходит в случайном порядке, по 5 эссе на каждого. Причем проверка - это часть задания, она обязательна, за невыполнение или частичное выполнение грозит штраф в виде снижения баллов за твое собственное эссе или вообще отсутствие оценки за него. Время на проверку - неделя.
Оценивать нужно было по следующим критериям:
- Общее содержание - насколько текст соответствует заявленной теме.
- Дополнительная информация - насколько факты в тексте подтверждены ссылками на источники, насколько личное мнение автора (если есть) соответствуют контексту и понятно, зачем оно высказано.
- Ссылки - достаточное количество, открытость источников.
- Плагиат - дословные цитаты должны быть оформлены, текст эссе или его куски не должны находиться по запросу в поисковике.
- Общее впечатление
При этом оценки не снижаются за «корявый» английский - можно было писать на любом языке и переводить через Google Translate, а также в случае неприятия оценивающим выраженного в эссе мнения (проявления расизма, гомофобии и т.д. - повод для жалобы, прецеденты были).
Но на самом деле стоит учитывать «человеческий фактор», потому что проверяют живые люди, а не роботы. Это значит, что криво построенный текст может быть недостаточно хорошо или вовсе не так понят, и оценка будет снижена. Неинтересный текст с набором фактов и без личного мнения автора кажется сухим - результат тот же. Скучный заголовок не привлекает внимания, десятки строк без разбиения на абзацы тяжело читаются ну и т.д. Понимание того, что пишешь для людей и им должно быть интересно, значительно повышает шансы на успех.
Форум
Куча тем для обсуждения, каждый может спросить что угодно, среди участников курса были как те, кто совсем «не в теме», так и специалисты, не первый год работающие в этой сфере. После случайной подписки на одну из тем, где я что-то запостила, в почту за день свалилось столько спама-автоинформеров, что я в итоге просто периодически заглядывала в форум почитать что интересного пишут люди.
Формирование итоговой оценки
Общий балл за весь курс складывался следующим образом:
- Тесты - 3 х 5 баллов (максимальная оценка) = 15 баллов
- Дополнительный необязательный тест - 15 баллов (максимум)
- Эссе - 4 х 20 баллов = 80 баллов. На самом деле эссе было 5, но можно было написать 4 и получить такую оценку.
- Участие в обсуждениях на форуме - 5 баллов, если был замечен в каких-либо дискуссиях.
Итого максимальный балл - 115. Обычный сертификат о прохождении курса выдается, если заработал больше 50 баллов, с «отличием» - если больше 80-ти. Мой результат 114 баллов.
Для интересующихся - этот сертификат ни на что не влияет, он не учитывается ни самим Emory University, ни работодателями, ни кем либо еще. Просто маленький повод для личной гордости. Хотя с недавних пор у Coursera появился так называемый
signature track, который стоит $40 и позволяет засчитывать результаты курса при поступлении или в качестве зачета, но это доступно лишь для ограниченного списка курсов и учебных заведений, притом только в США. Для меня не актуально.
Мои впечатления
Это было здорово. Тема оказалась реально очень интересной, много полезной информации, а формат подачи такой, что я невольно задумалась о том, как круто было бы, если бы в свое время в институте дело происходило бы так же. Не скажу, что прям очень сложно, но требует времени и настойчивости. Иногда лекции были скучными, иногда приходилось долго бороться с ленью и выполнять задания в последний день, под конец при проверке чужих эссе меня уже не хватало на написание комментариев автору, только на оценку. Но в итоге этот квест выполнен, чему я очень рада.
Что дальше
Автор планирует улучшить и дополнить курс с учетом фидбека участников и вернуться с новой версией на Coursera осенью, а пока я решила записаться на другие:
И будет круто, если меня хватит на все это :)