Сегодня в России стартует показ
"Ральфа". Выход этого мультика - ещё одна звоночек, призванный указать на свершившееся: Generation-Y (если использовать терминологию буржуазной науки об обществе) встало на ноги и в преддверии скорого кризиса среднего возраста начало испытывать ностальгию по детству/отрочеству/юности, оставшимся где-то в 90-х. А если есть спрос, то и предложение не заставит себя ждать - благо, деньги у нынешних 2n-летних водятся. Так что желаю приятного просмотра всем тем, кто будет на днях ностальгировать в кинотеатрах по 8-битным играм. Я же хотел поговорить немного о другом...
В 90-х (и даже немножечко в самом начале нового тысячелетия) мне доводилось играть на своём "Денди" в самые разные игры. Были среди них такие, которые произвели на меня действительно большое впечатление. Пускай не все они могли похвастаться драйвом "Контры" или увлекательной простотой "Марио" - но они обладали той самой "своей атмосферой", которая крепко впечаталась в память. И, поелику я до сих вспоминаю об этих играх, мне хотелось бы представить вам мой личный ТОП-12 самых атмосферных игр моего детства. Номеров я не расставлял - игры перечислены в произвольном порядке.
The Goonies
Это потом уже я узнал, что эта бродилка была сделана по мотивам какого-то молодёжного фильмчика конца 80-х. В детстве, в условиях почти уже забытого ныне информационного голода, всё приходилось додумывать самому. Что же это за загадочный мир, состоящий из рукотворных и не очень подземелий, почему по нему бегает мальчик, что за детей он спасает, что за мужчина в синем его преследует? Всё это действительно сильно щекотало воображение. Текста в игре, кажется, не было вовсе, перевода странного слова "Goonies" в своём школьном "Англо-русском словаре" я не нашёл... Словом, недосказанность - лучший друг многозначительности. Порой мне даже кажется, что лучше бы мне и не узнавать никогда, по какому первоисточнику делалась игра.
Gyruss
"Токката и фуга ре минор" Баха, звучащая в начале игры, и схема Солнечной системы сразу задают нужный накал страстей - как в "Космической Одиссее - 2001", не меньше. В остальном, вроде, обычная космо-леталка, с вереницами абстрактных насекомоподобных врагов - но что-то заставляло меня считать, что я и впрямь совершаю нечто эпохальное, сродни подвигам героев древности (ну или, правильнее, далёкого будущего). Вот только почему мой корабль держит путь от далёкого Нептуна к Земле, а не наоборот? И что за Глаз встречал меня в последнем уровне? Загадки, на которые я в своё время так и не нашёл ответа...
Twin Bee
С высоты открываются завораживающие виды на невероятно милый и уютный мирок - видимо, я должен был от чего-то его спасать. Нелепые враги, представленные какими-то летающими овощами, крабами и кухонной утварью только усиливали ощущение вселенской миролюбивости и умиротворённости, разлитой среди этих пикселей. В общем, игра в "Пчёл-близняшек" была словно бы создана для релаксации. Ну и, по традиции, релаксация эта сопровождалась Поиском Глубинного Смысла - пожалуй, это почти неизбежно, когда имеешь дело с продуктами японского игростроя.
Duck Tales 2
Игра по любимому мультсериалу детства. Никакая другая игра, наверное, так не подпитывала детскую жажду открытий и поиска (и дальних странствий, разумеется!), как она. Вдобавок, уже тогда давала о себе знать моя любовь к истории - и декорации, в которых разворачивались приключения дядюшки Скруджа, пришлись как нельзя лучше. Припоминаю даже своего рода катарсис - когда, ближе к концу игры, на поверхность всплывает континент Му, и ты спускаешься в его подземелья, прежде затопленные... Игра подводила к мысли о том, что нет таких тайн, которые нельзя было бы разгадать - даже если это тайны далёкого прошлого.
Little Nemo: The Dream Master
Просто не игра, а настоящая ода эскапизму. Сами посудите - в сказочные миры можно отправляться прямо из своей постели, засыпая! Ещё в копилку - использованный сюжетный ход с избранностью героя. Такой сюжет заставлял с каким-то редкостным воодушевлением скакать среди этих нездешних пейзажей, собирая ключики. Думалось: может, если я всё буду делать хорошо и правильно, за мной тоже в одну прекрасную ночь прилетят на дирижабле из Королевства Сновидений? В общем, действительно очень сильное впечатление произвела игра - точнее сказать, её сеттинг.
Felix the Cat
Приключения кота Феликса, в свою очередь, стали истинным гимном героического первопроходчества и торжества прогресса. Покоряя с помощью волшебной сумки сушу, моря и небо, я просто начал со временем терять из виду грань между возможным и невозможным. Всё выходило настолько непринуждённо и легко, что большую часть игры я просто получал рафинированное удовольствие от преодоления опасностей и препятствий - пускай даже довольно безобидных. Ну и музыка - она была бесподобна, чем-то перекликаясь с заглавной темой "Индианы Джонса".
Antarctic Adventure
Ещё одна эпохальная одиссея - во всяком случае, мне хотелось считать таковым путешествие маленького пингвинёнка вдоль побережья Антарктики. Нехитрые пейзажи-до-горизонта, смена времени суток - в общем-то, только это и создавало атмосферу. Однако в итоге именно этот образ Антарктиды впечатался мне в память - бескрайние заснеженные просторы, вековые ледники, океан. Наверное, сыграли свою роль и мультики, которые я смотрел в детстве - про Тилли-Вилли или Лоло и Пепе, но мы же говорим здесь об играх, верно?
Magic Jewerly
Тут отдельная история. Я не слишком-то любил головоломки из серии "собери их три", тем более на Денди их особо-то и не было. Тем не менее, эта игра попала в список. Почему? Из-за музыки. Каждый новый уровень сопровождала композиция из плей-листа. Это были не безликая 8-битная электроника, а солянка из вполне реальной музыки "со стороны". Создателям удалось соединить вместе оперу Карла Вебера, олдовое кантри, "Крёстного Отца", "Greensleeves", китайские народные мотивы, европейский поп 70-х - и в итоге музыкальное сопровождение вышло настолько цельным и самодостаточным, что перекрыло все прочие достоинства игры. Ну уж точно не для того я играл в Magic Jeverly, чтобы наблюдать за сменой цвета Статуи Свободы и Манхэттэна. Нет, я слушал музыку. Тот редкий случай, когда всё решило не содержание - и лишь отчасти форма.
Samurai Pizza Cats
Игра сделана по мотивам какого-то-японского-аниме, которое кое-чем примечательно. Дело в том, что, когда мультфильм было решено выпустить на английском языке, переводчики не получили абсолютно никакого текста. Это весьма конкретным образом сказалось на "переводе" - переводчики, отчасти возложив на себя обязанности сценаристов, очень многое попросту додумали. Мне пришлось пойти по схожему пути - впрочем, как я писал, такой способ "осмысления" игр был вообще характерен для того времени. Разумеется, по-японски я ни слова не понял - так что фантазии было, где разгуляться. Эдакий творческий карт-бланш. Урбанистические виды азиатского мегаполиса, а также многочисленные "кинематографичные" вставки только добавляли угля в топку воображения.
Battletoads & Double Dragon
Ну вот не приходилось мне встречать более ироничной и стёбной 8-битной игрушки, нежели эта. Гротеск на гротеске сидит, и гротеском погоняет. Мало какая игра обладала таким своеобразным и выверенным стилем. И, конечно, всяческих похвал заслуживает достаточно нетривиальный геймплей, на каждом шагу предоставляющий игроку свободу выбора. В общем, эти бесбашенные приключения в космосе до сих остаются одними из самых любимых моих воспоминаний о 8-битных играх. А как интересно было играть в неё с другом!
Ferrari Grand Prix Challenge
Как будто ничего необычного - однако же эта гонка тоже крепко запала мне в память. Сами модельки машин нарисованы так себе, да и физика не очень - но зато какие там были пейзажи, и какая там была музыка! Полное ощущение мира без границ, проносящегося перед тобой со скоростью гоночного болида. До сих пор, представляя некоторые страны, я воспроизвожу в памяти именно эти пиксельные пейзажи
Iron Tank
В противоположность всем прочим играм, эта представлялась мною как нечто брутальное и сурьёзное, почти документальное. Ещё бы, ведь в качестве врагов выступают не летающие насекомые или клыкастые монстры, а фрицы и панцеры, вполне имевшие место быть в реальности. "Всё как в жизни" - тем более, что игра допускала альтернативные пути прохождения, а это была почти неслыханная по тем временам штука. В общем, игра стала моим маленьким "Call of Duty" с размахом "Спасти рядового Райна".
Я ещё раз повторюсь - выше я перечислил 12 самых атмосферных игр моего детства. Я не утверждаю, что игр лучше не существовало. Бесспорно, они были, и могли бы составить отдельный список, частично пересекающийся с этим. Но я хотел рассказать именно об играх, которые оказали значительное влияние на формирование моего, простите, понимания прекрасного.