Гродно-2009, часть 1

Aug 05, 2009 02:03

А вот и обещанный "трип-репорт" о недавней поездке в Беларусь, конкретнее - в славный город Гродно.


В последний раз я был в Беларуси два года назад, летом 2007 года. Но только в эту, крайнюю, сумел взять с собой фотоаппарат, так что многое из того, что вы прочитаете ниже, могу подкрепить соответствующими иллюстрациями.

Первое, что я увидел, был аэропорт (не скажу, что путешествия по воздуху дают большой выигрыш по времени, однако мир неба, пожалуй, остаётся красивейшим зрелищем со времён начала воздухоплавания). Как я понимаю, летает в здешние края мало что, посему здание фактически простаивает. Автобус сюда ходит всего раз в день. Зато открылось кафе. Пограничник долго и внимательно сравнивал мою физиономию с фоткой из паспорта. Наконец, пропустил.

Когда едешь из аэропорта в Гродно, я как-то даже писал об этом, замечаешь в первую голову сразу две вещи. Первая - поля вдоль дороги. Шутка ли - сразу же за автостоянкой у аэропорта начинаются посевы кукурузы. И так буквально все 20 км до города - та же кукуруза, свёкла, всяческие злаковые. Это в первые годы я, привыкший к придорожному бурьяну и Ко, с ошалелым видом таращился в окно - сейчас вроде бы пообвык.


Хотя разница видна ещё в воздухе, если честно - всех счастливых обладателей «Google Earth» приглашаю пролететься от Калининграда до Гродно, внимательно смотря под ноги… Для сравнения - снимок русско-литовской границы…


…и собственно окрестностей Гродно.


Вторая вещь - это дороги. Везде, где я был, я видел дороги исключительно отремонтированные не более чем пару лет назад. И с то ли свеженькой, то ли просто устойчивой разметкой. Впрочем, укладываются они по какой-то своеобразной технологии - вроде бы и ровные, но остаётся много асфальтовой крошки, которая бьётся по днищу автобуса, создавая впечатление, будто бы тебя застиг ливень - только не сверху, а снизу…


Машины, чуть менее чем полностью - иностранные. Всяческие жигули встречаются, но не раздолбанные, а вполне себе новые, купленные явно недавно. Но, повторюсь, немного. Пассажирский транспорт - автобусы и троллейбусы - практически все белорусского производства. Вполне себе удобные - по крайней мере, развивать автопром, наверное, лучше именно таким образом, нежели впаривать населению жигули. Слышал. что калининградским водителям вроде как белорусские троллейбусы нравятся больше, чем те, что присылают из России. Утверждать не возьмусь, но техника эта мне вполне понравилась.

Дикой может показаться система оплаты проезда. В каждом салоне имеются старые добрые компостеры, куда и надо засовывать заранее купленные билетики. На моей памяти, за все десять лет, проверка была один раз. Тем не менее, люди добросовестно пробивают билетики. И я, большой любитель покататься зайцем, делал то же самое. Чёрт побери, что-то подобное у меня было в Германии, когда я, словно кролик на удава, с каким-то благовейным ужасом взирал на красный цвет светофора, не смея перейти неширокую, в общем-то, улочку - потому что рядом стояли законопослушные немцы, терпеливо ждавшие зелёного. Синдром обезьяны - штука вообще занятная, особенно, если действует в нужном направлении.

Облик самого Гродно определяется несколькими факторами. Во-первых, город не очень сильно пострадал в войну - проще говоря, в отличие от, скажем, Минска, здесь очень хорошо сохранился исторический центр. Двух- и трёхэтажная застройка придаёт, как говаривали раньше, физиономии города узнаваемый восточноевропейский колорит.




Второе - городские власти очень адекватно ведут себя относительно исторического наследия. Большая часть старых домов отремонтирована, практически на каждом первом можно обнаружить такую вот табличку (любители олбанского, конечно, порадуются за «караецца»):


Выглядят дома позапрошлого века после ремонта весьма симпотишно:


Конечно, есть и застройка, скажем так, советская и постсоветская. В старой части города она сводится к сталинкам, которые в отремонтированном виде смотрятся вполне себе даже ничего:


Всё многоэтажное строительство ведётся за пределами исторической части. Как правило. Целыми кварталами - точечной застройки обнаружено было очень немного, причём из чего-то такого циклопично-пафосного - только эта вот штука:


Интересно, как проводится капитальный ремонт домов. Кто-то решил, что им не обязательно выглядеть уныло - помимо работы с «твёрдым» фасадом и крышей, ремонтники ещё и меняют окна на стандартные стеклопакеты. В итоге дом после ремонта зачастую выглядит и вовсе как новенький - эффект хаотичного муравейника, в том же Калининграде наблюдаемый сплошь и рядом, уходит начисто (специально заходил во двор - с «непарадной» части стеклопакеты вставлены тоже). Город действительно выглядит нарядным.


Конечно, всё за раз отремонтировать невозможно. Хотя, конечно, многие дома на окраинах если и нуждаются в ремонте, то скорее только косметическом. Вот я, к примеру, жил в многоэтажке чешской планировки, построенной едва лет 25 назад. Для создания образа - как раз в Гродно в 1983 году снимался фильм «Белые росы» с Каранчецовым - собственно, в именно такие дома и переселяли вчерашних жителей села…

Вообще говоря, чтобы понять, насколько меняется Гродно, надо знать каким он был ещё лет 10 назад. Я это помню. На самом деле, города сейчас просто не узнать. Я понятия не имею, откуда городские власти берут эти суммы, явно близкие к колоссальным. Тем не менее, уже полностью отреставрированы (вернее сказать - полностью переделаны) городской парк, главная площадь… 90% тротуаров, причём не только в центре но и, чёрт побери, уже буквально за пределами города, аккуратно вымощены одинаковой плиточкой. Построены новые транспортные развязки, путепроводы, подземные переходы. Честно сказать: тому же Калининграду, кичащемуся своею «европейскостью», ещё расти и расти до такой степени благоустройства. Причём не год и не два.
Хотя, конечно, отвратительные уродства можно сыскать везде. В этом плане особенно впечатлил меня этот от домик:


Обратите внимание на великолепную зестеклённую лоджию, а также две звезды по бокам - не иначе, Тимур с командой постарались...

Касательно милиции и прочих проявлений репрессивно-карательного аппарата. За 10 дней я не увидел ни одного патруля. Раз или два видел милицейские «уазики». Несколько раз - отдельных милиционеров, да и то, кажется, не при исполнении. Вот как-то так. Сами решайте, о чём это должно свидетельствовать.

О лицах правозащитных национальностей. Видел пятерых, причём половину - на рынке. Не считаю нужным добавить ещё что-либо...

Продолжение, как вы понимаете, в скором времени воспоследует...

Фото, Лытдыбр, Путешествия, Мысли

Previous post Next post
Up