Ну вот напишу наконец что-нибудь про Москву. Just for lulz - жители столицы едва ли узнают что-то новое, иногородцы же вряд ли станут от чтения сего поста добрее, лучше и чище...
1. Нацмены. Честно сказать - ожидал, что будет много, много больше. Либо слухи о моей смерти можно считать преувеличенными, либо я не там искал. Истина, наверное, где-то посередине - практически везде, где я был, нацменов всяко не больше, чем в том же Калининграде... Впрочем, поездочка на Ярославский вокзал в этом плане компенсировала недостачу - местный рынок и идущие вдоль ж/д путей торговые павильоны буквально битком набиты всяческими выходцами. Впрочем, это же тайна Полишинеля - то, что кавказцы как держали все эти рынки, палатки, магазины и пр., так и держат. Ну и косвенные признаки - допустим, в классе моего племянника где-то половина учеников - правозащитных национальностей. Так что просто прячутся, наверное.
2. Метро. С непривычки неизменно давит. Толпы людей, завывающие ленты вагонов. Эскалаторы только усиливают это ощущение какого-то аццкого конвейера. От сталинского ампира, отличающего станции, где я был, чуть менее, чем полностью, тоже начинаешь быстро уставать - хотя да, красиво. Наверное, весь мрамор, плитку и гранит, что были в Союзе, свезли в своё время сюда.
3. Социальная реклама. Помимо обычной, в том же метро полно и всяческой социалки. Упирает в основном на семью. Зачастую в лучших традициях россейской социальной рекламы - то есть беспомощно и топорно. Никак. На таком вот плакатике...
...очень хотелось дописать: "А умирает 5". у вас нигде не завалялось фотографии пяти мёртвых детей?
4. Библиотечки. Говорить, зачем ездил и что достал, не стану. Побывать довелось в Исторической, Зарубежной литературы и Российской Государственной. Очень интересная схема работы с читателями. В первой (Исторической) у меня просто отсканировали фотку с паспорта и отпечатали на пластиковой карточке. Вообще говоря, скрывать не буду - Историческая мне понравилась больше всего почему-то. Ловящийся в зале каталогов вай-фай, дешёвый буфет, Герцен, Чернышевский и прочие товарищи, взирающие на тебя со стен читального зала... В Зарубежке пришлось приносить свои фотографии (соответственно пришлось поиздержаться (150 руб), зато из четырёх мне осталось 3 штуки) - карточка вышла победнее, просто заламинированная картонка. В Государственной не нашли ничего лучше, как тут же, на регистрации, снять меня на веб-камеру и содрать за это сотку. Ещё одна интересная подробность из главной библиотеки страны - предлагаемый образец анкеты был заполнен на имя Алеева Марата Рушановича. Очевидно, простого москвича. И ещё одно - люди, которые завезли в зал каталогов убогие поисковые терминалы (типа тех, на которые деньги кладутся), с самой неудобной клавиатурой, которую я когда-либо видел - должны быть убиты. Лучше бы компьютеры поставили, сволочи. Вдобавок оказалось, что одна нужная мне книга находится в Химках ("На химаш ваще не вариант" (с)), другая - так и вовсе в Екатеринбурге. В общем, плодотворно поработал, ага. Зато из окошка Кремль виден.
5. Город. Я вот как-то думал, что в столице может быть поменьше обшарпанных зданий. На самом деле, не проблема найти и вовсе заброшенные аварийные дома. Поздний февраль только усугублял депрессивную серость всего, что меня окружало. Всяческие портики, колонны и жёлтая штукатурка из XIX века и сталинские пафосные хрущёбы-переростки как-то не очень хотели сочетаться с вознёй и суетой на улицах.