Женские образы в европейской традиции Нового и Новейшего времени

Jun 26, 2008 12:34

Сдал буквально на днях последний экзамен, "Международные отношения в 1871-1914 годах". При подготовке попался мне на глаза один очень интересный русский дореволюционный плакат. Появился он, судя по всему, в самом начале I Мировой войны. Название ("Согласие", или, по-французски, "Entente") определяет и главную цель этого плаката - дать зрителю прочувствовать единение с европейскими союзниками России - Англией и Францией. Поэтому три страны-союзницы представлены на плакате в образе женщин. И, пожалуй, это - наиболее удачное решение: женские образы непроизвольно вызывают в человеке мысли о собственной матери, кроме того, на уровне народной, генетической памяти могут приходить ассоциации с языческими богинями войны и плодородия и христианской Богоматерью.

Итак, сам плакат:


Интересно, что русский художник взял образы трёх стран отнюдь не из головы. Так, на плакате мы можем видеть ставшие классическими персонифицированные образы Франции и Англии - Марианну и Британию. * * * Образ Марианны неразрывно связан с Великой Французской революцией и символизирует национальный девиз республиканской Франции: Свободу, Равенство и Братство. Появившаяся на государственной печати в сентябре 1792 года Марианна была изображена с копьём, на наконечнике которого был помещён фригийский колпак, который в Римской империи носили освобождённые рабы-вольнотпущенники - аллегория была, как говорится, на лицо. Со временем Марианна разоружилась, а революционный колпак одела себе на голову - в таком виде этот образ дожил до наших дней, сохранившись ныне, к примеру, на правительственной эмблеме...



...и евроцентах французской чеканки.



К слову, образ мирной Марианны-сеятельницы применялся ранее на французских марках:


Нередко можно было встретить Марианну и на политических карикатурах и плакатах. Вот таким вот рисунком отреагировали немцы на англо-французский союз 1904 года (довольный Джон Буль, собирательный образ англичанина, о котором, быть может, я расскажу позже, прогуливается вместе с Марианной мимо персонажа, до боли напоминающего германского кайзера Вильгельма II):


А вот уже французская карикатура, в столь пикантной форме изображающая франко-русский союз 1893 года. На ней Марианна спрашивает русского мишку: "Скажи-ка, дорогуша, я отдам тебе сердце, но получу ли я твою шубку зимой?":



Что касается Британии, то её образ окончательно сформировался в Викторианскую эпоху, хотя появлялся на монетах ещё в годы римского владычества, а затем - на деньгах английских королей, со второй половины XVII века. Статная женщина, облачённая в древнегреческую тогу и коринфский шлем, с трезубцем и британским щитом в руках должна была символизировать могущество Британской империи, в первую очередь её флота. Именно поэтому Британию нередко можно увидеть на фоне моря:





Британия часто появлялась на карикатурах, особенно в английском сатирическом журнале "Панч". Вот одна из таких карикатур, времён Крымской войны:



Вот - очень похожая, только уже образца августа 1914 года:



Здесь Британия горюет о растерзанной гражданской войноу Колумбией:


На этой карикатуре 1934 года Британия вместе с Марианной протестует против агрессивной политики Гитлера:



И сегодня Британию можно увидеть на английских монетах:





Интересно, что на русском плакате, помещённом в самом начале, Британия изображена не вполне канонически - в собственно английской традиции она держит в руках, как вы убедились, не якорь, а трезубец.

Характерно, что женские образы использовались для национальной персонификации и в графике других стан. Вот парочка военных плакатов стран Тройственного союза - Германская валькирия...




...итальянская дева, грозящая мечом злобному варвару-германцу:



...наконец, женщина, символизирующая Австро-Венгрию:




Интересно, что в годы Первой Мировой "фирменным" женским образом обзавелись и Соединённые Штаты, которых до этого представлял в одиночку Дядя Сэм. Таким образом стала Колумбия, знакомая широким массам по фильмам одноимённой киностудии. Если присмотреться, в Коламбии нетрудно узнать многие черты Марианны, что и неудивительно - идеалы республиканской Франция вполне импонировали первой демократии мира. Вот пара характерных плакатов с Колумбией:




А что же Россия? На самом деле, женский персонифицирующий образ начинал формироваться в нашей стране уже до начала Первой мировой. Свидетельством тому может служить и самый первый плакат, и эти три той же поры:





Как мы видим, авторы пытались изобразить Россию грозную, воюющую, державную. Но какого-то единого образа создать так и не вдалось - мы наблюдаем разнобой в костюме, да и в имени персонажа - эту женщину зовут Матушка-Русь, Мать-Россия, просто Россия, что указывает на гораздо большую обобщённость образа, чем в случае с теми же Марианной или Коламбией, да даже Британии. Может показаться, что после революционных событий 1917 года образ Матери-России уходит в небытие. Однако с началом Великой Отечественной войны он переживат настоящее возрождение. Это нетрудно доказать всего одним-единственным примером:



Образ Родины-Матери (ещё более обобщающее имя советской эпохи) был активно воплощён в скульптуре после окончания Великой Отечественной - широко известна статуя Мамаева кургана, можно вспомнить также памятники в Киеве, Калининграде:





Правда, трудно сказать, что в постсоветской России этот образ пользуется сколько-нибудь значительной популярностью - у большинства народа теперь совсем другие приоритеты и устремления.

Искусство, Фото, Агитация, Картинка, Россия, История, Иностранцы

Previous post Next post
Up