В последнее время я стала замечать, что время летит очень быстро, совсем нет времени посидеть и подумать о вечном. Оказалось, это легко исправить - достаточно сходить в КАТ Бургас и постоять там в очередях. Время перестает бежать и начинает тянуться. Я уже и забыла, каково это!
Зачем меня туда понесло? Да просто надоели синие номера (для чужденцев) и сопутствующие им проблемы. Про то, как я встряла однажды, когда у меня отняли документы в Бургасе и пытались отправить их в Софию, я уже писала
тут и
тут - это к слову о проблемах. Да и в Софию ездить каждый год (или каждые полгода, в зависимости от того, на сколько продляться привыкли) чтобы обновить документы, тоже надоедает.
Так что решила я записать машину на фирму, что по финансовым расходам сопоставимо с поездкой в Софию, а по временным даже поменьше получается. Ну и сделать один раз и забыть, пока не захочется новую тачку (а мне не скоро захочется, надеюсь). Итак, что нужно сделать, чтобы избавиться от синих номеров и получить обычные белые:
1) Сделать оценку авто и оформить договор купли-продажи у нотариуса. Оценку мы сделали в конторке напротив Судебной палаты в самом центре Бургаса, и там же, на втором этаже над этой конторкой у нотариуса оформили договор. Для продажи машины на синих номерах нужно согласие и присутствие супруга, потому что это семейная собственность. Желательно, чтобы все понимали болгарский, иначе потребуется переводчик. Так же обязательно нужен заплаченный налог на авто и представитель фирмы, которая покупает машину, этим представителем может быть и сам продавец, который, получается, продает машину сам себе, ггг. В нашем случае это были все-таки разные люди :)
Цена вопроса - 15 лев за оценку, 72 лева у нотариуса. Сумма, которую берет нотариус, может быть разной, в зависимости от оценочной стоимости авто. Поэтому лучше просить, чтобы ставили минимум. В моем случае получилось 600 лев - за авенсис 2004 года.
Времени на все уходит час-полтора, если очередей не будет.
2) Занять очередь в КАТе в 3 часа утра! Шучу. Хотя меня пугали, что надо приезжать в 3 или вообще ночевать там, я все-таки сделала по-своему и приехала к 6 утра. Передо мной уже стояло 8 автомобилей. Я сначала расстроилась, что не первая, но когда через 30 минут за мной выстроилась 100-метровая очередь в 2 ряда, порадовалась, что удачное выбрала время. Машины были не только спереди и сзади, но и по бокам, и я опасалась, что когда откроют ворота, все ломанутся наперерез, но заехали очень цивильно, без паники, и непосредственно перед каналом я оказалась третьей. Ворота открыли часов в 8, кстати. Я оставила машину и пошла к следующей локации квеста.
3) Занять очередь за заявлением. Слева от каналов есть маленькое здание, перед ним быстро образуется очередь из спешившихся автовладельцев, вот в нее надо встать с документами. Документы нужны следующие:
- договор купли-продажи (оригинал)
- малък и голям талон
- гражданска отговорност (обязательная страховка)
- актуальное состояние фирмы (распечатывается в ларьках напротив ката)
- ксерокопия договора и удостоверения фирмы
- личная карта (с неистекшим сроком!) или паспорт представителя фирмы (покупателя)
может быть потребуют что-то еще, но у нас вроде не требовали.
Заявление заполняется быстро, потом присваивают ему номер и выдают документы в руки.
4) С документами топать к покинутой в очереди на канал машине и куковать, пока не подойдет время осмотра. Мне повезло, впереди меня стояли чуваки на мериве, которые пропустили меня вперед, в итоге прохлаждались мы минут 10. Я боялась, что на канале найдут какую-нибудь неисправность - негорящую лампочку или еще чего, но на это в моем случае никто не смотрел, просто сверили номер рамы и двигателя, и сказали валить в окошко.
5) Выехать из канала, поставить машину недалеко от выезда (потому что в помещение еще придется вернуться для постановки номеров), отколупать старые номера (я забыла отвертку и отковыривала их когтями и какой-то матерью) и топать с номерами и документами в основное здание, в окошко 1 или 2. Туда все сдаем (очередь вроде не большая, но стояли долго), потом оплатить в банке 30 лев за номера и 9,5 лев комиссию банку (да они там охренели!). Потом пойти в окошко номер 3, показать им платежку, чтобы они начали печатать новые документы, а самим стоять под окошком №4, откуда их должны выдать.
В этом месте у нас случилась заминка - какие-то проблемы с новым соуфтвером, который как раз вчера поставили, поэтому в узком коридорчике 1 на 2 метра стали накапливаться люди, все больше и больше, а выползать перестали. Все это напоминало апокалипсис, но продлилось недолго - минут 30-40. Когда все заработало и процесс продолжился, нам дали документы одним из первых.
6) С документами и машиной въезжаем в ту дырку, из которой выехали с канала. Встаем задом к чувакам, чик-чик, и номера уже на тачке! Вали, - говорят чуваки. Но это еще не все.
7 ) Снова к нотариусу. В принципе, в пределах страны можно ездить и так, но лучше сделать доверенность от фирмы на физлицо. При выезде за границу она обязательна (с переводом на английский, а для турков - еще и на турецкий). Мы сделали у симпатичных дамочек на улице Цар Симеон I, там же я наконец посетила уборную, впервые с 6 утра, и это было лучшее событие за весь день. За доверенность взяли 12 лев.
Потом я счастливая приехала домой, где-то в 12.30, пошла пообедать в ресторанчик на радостях и засела работать. Вот так вот - с утра выпил и весь день свободен, ггг. Номер теперь, конечно, неприметный, но может оно и к лучшему.
Сколько всего денег ушло: 15 + 72 + 39,5 + 12 = 138,5 лев. Времени - полдня. Пишу этот пост в основном себе на будущее, на случай если еще раз придется что-нибудь оформлять, а я уже все забуду. Но может и кому-то еще пригодится.