Jan 19, 2010 21:12
Возможно, из-за того, что большую часть времени я провожу в Петербурге, а значит, немного предвзят (не могу же быть равнодушным к своему городу?). Может быть, потому, что кроме Москвы, где приходится бывать часто, в остальных российских городах бываю редко (хоть и посетил штук 20-25 больших и малых). А только кажется мне, что в Петербурге больше чем где бы то ни было городское пространство перераспределено в пользу железных коней, а не двуногих тварей.
цЫтата: "Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов." (Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок")
Униженное положение петербургского пешехода видно практически везде. Например, в деле обеспечения пешеходов пешеходными, соответственно, переходами. Всевозрастающее количество автомобилей в Петербурге, угрожая коллапсом всей системы городского наземного - а потом и подземного - транспорта, требует убрать с улиц максимальное количество светофоров. Чем меньше многочисленный водитель будет видеть перед своей колымагой красный сигнал светофора, тем быстрее он доедет домой и, бросив четырехколесного друга во дворе, освободит место на проезжей части для такого же счастливца, как он. Что позволит при одной и той же площади мостовых дать возможность насладиться стоянием в пробках большему числу автовладельцев. Это в определенной степени логично. Но почему это стоит делать за счет пешехода? Ведь для того, например, чтобы перейти набережную Макарова в районе Тучкова моста усталому путнику придется пройти не разумно предполагаемые 70 метров, а все 550 - аж до Малого проспекта, где двуглазый столб-хитрец, подмигивая зеленым глазом, все же позволит ему перебраться на другую сторону. Примеров неудобных пешеходных переходов можно привести множество. Так, при реконструкции Литейного проспекта много лет никому не мешавший переход к Московскому вокзалу - позволявший практически сразу войти на вокзал, - зачем-то перенесли метров на триста по Лиговке, одним махом добавив к маршруту нагруженного баулами путешественника лишних 600-700 метров при любой погоде. Совсем интересный пример перехода - от Екатерининского садика через Невский проспект к театру Комедии. Зеленый свет дается пешеходу один раз в пять минут на четыре (четыре) секунды. За это время не только члены сборной Петербурга по спортивной ходьбе, но и беременные женщины, инвалиды, старики и дети должны пересечь восемь полос проезжей части, окруженными со всех сторон нетерпеливыми любителями быстрой езды. Да, если присмотреться, то можно заметить, что даже после того, как зеленый свет для пешехода сменится на красный, для железного потока все-таки не сразу включается зеленый, но ведь это нужно знать. В том случае, если тебя занесло в центр Питера по редкому случаю или ты, скажем, ничего не подозревающий турист, то понимание того, что тебя сейчас начнет давить со всех сторон многотонная железная масса, внезапно озаряющее тебя на середине Невского проспекта, съело, вероятно, не одну сотню миллионов нервных клеток у жителей и гостей города. Как не единожды многим из нас приходится начинать прощаться с жизнью на многочисленных нерегулируемых пешеходных переходах, коих развелось бесчисленное множество не только на забытых всеми переулочках, но и на вполне себе центральных и активных проспектах. Ни правила дорожного движения, ни зебры с синими флажками, ни вид бредущей старушенции, ни даже пусть и редко, но все же встречающийся на дорогах гаишник не способны заставить несущегося по делам или просто так автовладельца притормозить и пропустить земляка на другую сторону улицы. По личным ощущениям, лишь от 1 до 3 процентов водителей хоть иногда вспоминают о том, что и они когда-то были пешеходами, и пропускают несчастных безлошадников.
цЫтата: "В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать. В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей. Если пешеходу иной раз удается выпорхнуть из-под серебряного носа машины -- его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса. И вообще авторитет пешеходов сильно пошатнулся. Они, давшие миру таких замечательных людей, как Гораций, Бойль, Мариотт, Лобачевский, Гутенберг и Анатоль Франс, принуждены теперь кривляться самым пошлым образом, чтобы только напомнить о своем существовании. Боже, боже, которого в сущности нет, до чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода!" (Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок")
Да, пешеход нынче не принимается во внимание. Даже если железная зверюга и не пытается сжить его со свету, она всячески старается осложнить ему жизнь. Словно выброшенные на берег киты, большие и маленькие, новые и не очень, черные и вовсе даже зеленые автомобили заполняют тротуары, пытаясь отвоевать у пешехода то немногое, что оставили ему планировщики городов. Что уж говорить про дворы. Каждый сантиметр территории здесь должен служить стоянкой для железных коней! К черту детские площадки, в лес зеленые насаждения! Ведь гаражей так мало, а машин так много... В Петербурге на тысячу человек приходится более 200 автомобилей. Власти мечтают о четырех сотнях. Город же, строящийся в 18-19 веках, может вынести на своих мраморных плечах в лучшем случае 150... Этот разумный Рубикон давно пройден. Сегодня автомобиль мешает не только пешеходу. Он мешает уже сам себе. Но даже пробки, выводящие из себя самых стойких, не заставляют счастливых владельцев собственного самостоятельно перемещающегося замкнутого пространства вновь пасть низко и дойти до такого страшного общественного транспорта. Да что там время, потраченное впустую... Ледяное сердце автовладельца неспособны растопить даже кареты скорой помощи и пожарные экипажи, вынужденные пробиваться сквозь многокилометровые топи людского эгоизма. Что уж там говорить о каком-то жалком, всеми забытом пешеходе...
автомобилизацЫя