Записка секретаря ЦК КПСС Л.Ф. Ильичева «О заглушении зарубежных радиопередач». 30 марта 1963 г. ЦК КПСС
Глушение зарубежных передач, как средство защиты от враждебной радиопропаганды, было введено в 1949 году. Тогда вещание на Советский Союз из капиталистических стран составляло всего около трех часов в сутки.
В настоящее время пропаганду на Советский Союз ведет 131 радиостанция, на 21 языке народов СССР. Объем вещания достигает 80 часов в сутки, общая мощность вещательных станций - более 15 тысяч киловатт. Радиовещание на нашу страну ведут США, Англия, Канада, Западная Германия, Франция, Италия, Испания, Ватикан, Израиль, Иран и другие страны. В некоторые часы суток работают одновременно до 60 радиостанций. Особую активность проявляют радиостанции, ведущие передачи от имени различных антисоветских организаций под названием «Свобода», «Свободная Россия», «За освобождение Великой России» и т.д.
Объем радиовещания на Советский Союз продолжает возрастать.
По сообщению американской печати, в 1963 году в гор. Гренвилле (США) вступил в строй новый мощный радиоцентр «Голоса Америки». Он имеет три передатчика по 500 киловатт, три - по 250 и три - по 50 киловатт. Основные задачи центра - пробиться со своими передачами во все районы Советского Союза и преодолеть глушение на всей территории страны.
На создание помех враждебным передачам в настоящее время используется почти половина мощностей всех радиостанций Советского Союза - более 14 тысяч киловатт (1400 передатчиков, из них 150 - коротковолновых дальнего действия, остальные - местного значения). На эксплуатацию заглушающих станций ежегодно расходуется 15 миллионов рублей.
Как показала жизнь, глушение передач из-за рубежа полностью не достигает цели и носит скорее символический характер. Практически заглушаемые радиопередачи из капиталистических стран слышны по всей стране (за исключением крупных административных центров).
Один из примеров. На заглушение только одной передачи «Голоса Америки» на эстонском языке (в 21 час 30 минут) используется 37 коротковолновых радиостанций Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Уфы, Свердловска, Алма-Аты, Ташкента, Душанбе, Кировабада, Баку, Тбилиси, Венгрии и Румынии общей мощностью около 1250 киловатт. Несмотря на это, на всей территории Эстонии, за исключением трех городов (Таллин, Тарту и Кохтла-Ярве) можно слушать эту передачу без помех.
Возможно ли заглушить все иностранные передачи? Практически нет, если учесть огромные размеры нашей страны, большое количество радиочастот, используемых одновременно для передачи той или иной зарубежной программы, и непрерывно возрастающие мощности зарубежных радиостанций.
Существующая практика глушения отвлекает огромные технические средства. Например, для подавления передач радиостанций «Свободы» используются передатчики общей мощностью до 6 тысяч киловатт, а на трансляцию первой программы центрального радиовещания - от 2 до 4 тысяч киловатт. В то время как передачи всех программ центрального радиовещания транслируют 28 радиостанций, на забивке только 2-3 одновременно идущих передач «Свободы» в отдельные часы суток занято до 110 радиостанций.
Если следовать установившейся практике заглушения и дальше, то необходимо не только строить все новые и новые глушители, но и снимать для этих целей дополнительные станции, занятые сейчас радиовещанием.
Кроме того, заглушение в его нынешнем виде (трещетки и воющие устройства) существенно мешает внутреннему и внешнему вещанию, так как иностранные передачи ведутся на частотах, очень близких к частотам нашего вещания. Иначе говоря, при глушении зарубежных передач мы глушим и собственные передачи.
Таким образом, отвлечение большого количества станций на глушение, а также существующий характер забивки зарубежных передач значительно осложняют условия нашего радиовещания. Радиопрограммы из Москвы не слышны во многих частях страны или принимаются с большими помехами. То же самое относится и к советскому вещанию на зарубежные страны.
Обращают на себя внимание еще и такие обстоятельства.
Во-первых, факт глушения зарубежных передач активно используется буржуазной пропагандой в клеветнических целях.
Во-вторых, заглушение создает иллюзию безопасности у местных партийных органов и пропагандистских учреждений, снижая их активность в организации контрпропаганды.
Учитывая изложенное, можно было бы:
1. Рассмотреть вопрос о прекращении глушения зарубежных передач, ведущихся официальными радиостанциями капиталистических стран.
Освободившиеся мощности (до 3 тысяч киловатт, 50-60 радиостанций типа «Снег») следовало бы направить на усиление советского радиовещания, прежде всего на обеспечение слышимости первой программы Центрального радиовещания в южных и северных районах РСФСР, в Казахстане, республиках Кавказа и Средней Азии, на Украине, а также на улучшение советского радиовещания на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
2. Вероятно, и в настоящее время сохраняется необходимость заглушать формально неофициальные радиостанции. Однако следовало бы подумать об изменении метода глушения. Трещотки и воющие устройства не только «засоряют» эфир помехами, но и раздражают слушателей, дают пищу для всякого рода демагогических разговоров.
Вместо ныне действующих глушителей можно было бы перейти на создание помех музыкальными программами, т.е. передавать музыку на тех же волнах, на которых работают иностранные радиостанции. Эффективность заглушения в этом случае останется прежней, за исключением, может быть, пауз между музыкальными номерами, во время которых возможны прорывы отдельных фраз. Кроме того, в дальнейшем можно было бы вернуться к вопросу о выборочном глушении радиостанций «Свободы», как это делается сейчас в отношении «Голоса Америки» и «Би-Би-Си», а также о прекращении глушения передач на волнах до 25 метров, так как уже с 1949 года наша промышленность таких приемников для массового радиослушателя не выпускает.
3. За рубежом, как известно, передачи советского радио не заглушаются. На дальние расстояния радиовещание во всем мире ведется на коротких волнах. Радиопромышленность капиталистических стран почти не производит приемники с коротковолновым диапазоном, поэтому и без заглушения советские радиопередачи имеют весьма ограниченный прием в этих странах. В то же время советская радиопромышленность выпустила и продолжает выпускать большое количество коротковолновых приемников, открывая широкий доступ для приема передач зарубежных радиостанций, несмотря на заглушение.
ЦК КПСС в своем постановлении от 29 января 1960 г. «Об улучшении радиовещания для населения Советского Союза и на зарубежные страны» признал необходимым сократить выпуск радиоприемников с коротковолновым диапазоном и, «начиная с 1964 года, выпускать с коротковолновым диапазоном только сетевые радиоприемники и радиолы высшего и первого классов, а также батарейные радиоприемники и радиолы второго класса».
Контроль за правильным соотношением выпускаемых радиоприемников по типам и диапазонам частот (волн) был возложен на Госплан СССР, Министерство связи СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике и Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. К сожалению, это постановление выполняется плохо. С 1960 по 1962 год выпуск коротковолновых радиоприемников снизился лишь на 8 процентов и в прошлом году составил около 70 процентов (2 миллиона 968 тысяч штук) общего выпуска радиоприемников. В течение последних трех лет произведено более 9 миллионов радиоприемников с коротковолновым диапазоном.
Таким образом, возможности приема иностранных передач значительно расширились.
Следовало бы рассмотреть вопрос о прекращении производства радиоприемников с коротковолновым диапазоном, оставив временно выпуск таких приемников только для экспорта, служебных целей, а также для продажи населению Севера страны и районов с отгонными пастбищами в Казахстане и республиках Средней Азии.
4. Изменение характера противодействия буржуазной радиопропаганде усилит техническую базу советского радиовещания, а также создаст условия для нового подхода к распределению капиталовложений на радиостроительство, имея в виду использование предусмотренных ассигнований на сооружение только вещательных радиостанций. В этой связи интересные возможности заложены в идее создания плавающих ретрансляционных радиостанций (по типу американской станции «Курир», ведущей передачи на Советский Союз из Средиземного моря).
5. Изложенные мероприятия можно было бы провести постепенно по этапам. Сначала, скажем, прекратить глушение «Би-Би-Си» (Англия) и РТФ (Франция), затем итальянских и канадских официальных радиостанций. По истечении некоторого времени, в зависимости от реакции на эту меру и содержания передач, прекратить глушение «Голоса Америки». Музыкальные помехи передачам «Свободы» можно было бы вводить также постепенно.
Прошу указаний.
Л. Ильичев
РГАНИ. Ф. 3. Оп. 16. Д. 263. Л. 18-22. Копия.