От толпы к общине или Коллективный разум (3 часть)

Sep 23, 2021 10:29


В прошлых частях (первая, вторая)  мы разобрались, почему люди с низким социальным интеллектом не могут  составить коллектив или общину, зато из них получается отличная толпа,  почему индивидуалист - это неудачник с низким социальным интеллектом, и  почему общество из-за этих факторов деградирует.

Какие условия  нужны, чтобы толпа стала коллективом или общиной? Как работает  коллективный разум? Как преодолеть современный тотальный индивидуализм?

Давайте разбираться дальше!

Уровни развития группы

Важно ещё прочесть небольшое отступление к актуальной проблеме поиска образа и смыслов будущего. Где речь о большой семье и общине, как образе будущего.



Колония им. М.Горького (в центре М.Горький и А.С.Макаренко)

Колония им. М.Горького (в центре М.Горький и А.С.Макаренко)

Чтобы толпа развилась до коллектива или общины, необходимо выполнить ряд условий. Снова обратимся к научным закономерностям.

Есть 3 главных составляющих, от наличия и развитости которых зависит уровень группы:

совместная деятельность и общность целей;

развитая структура группы, наличие лидеров, взаимосвязей и взаимоотношений;

высокая динамика групповых процессов.

Рассмотрим классификацию уровней развития группы Л.И. Уманского. Уровней шесть (другие исследователи выделяют меньше):

1.  Стихийная. Конгломерат. Это такая толпа, где в образном смысле  действуют закономерности из области химии и физики: диффузия,  столкновение и отталкивание молекул и частиц. Толпа объединённая неким  простым мотивом: поездка в общественном транспорте, очередь, посещение  концерта и т.п.



2. Номинальная группа. Цель, название, структура и  атрибуты группы поставлены извне. Это организованная и частично  отрегулированная толпа. Например, футбольные или музыкальные фанаты,  только сформированная группа абитуриентов или студентов и т.п.

3.  Ассоциация. Тут появляется совместная деятельность, т.к. группа  принимает некую внешнюю структуру, цели и пр. Появляются неформальные  лидеры и изгои, конкуренция, эмоциональная насыщенность общения. К  примеру, это может быть

4. Кооперация. В такой группе члены уже  согласуют внешние цели и свои собственные, здесь вырабатываются способы  общения, компромиссы, обозначены формальные и неформальные лидеры.  Совместная деятельность относительно успешна.

5. Автономия.  Совместная деятельность приносит удовлетворение, т.к. большинство членов  принимают цели группы как собственные. Внутри группы все готовы к  сотрудничеству. Здесь появляются феномены коллективного разума, но они  ограничены, т.к. есть определённые ограничения. В автономной группе  многие процессы межличностного взаимодействия гипертрофированы,  появляется мы-центризм, групповой эгоизм, закрытость и конкуренция с  другими группами. Если подобное состояние преодолевается, тогда и  рождается коллектив.

Отметим, что многие традиционные общины (к  примеру, религиозные) существуют как автономные группы. Когда община  преодолевает свой группоцентризм, она становится полноценной общиной и  коллективом с полноценным коллективным разумом.

6. Коллектив.  Устоявшаяся группа с чёткими границами и функциями. Объединена общей  идеей, целевым единством, сотрудничеством и совместной деятельностью.  Открыта, всегда конструктивна, как к своим членам, так и к окружающему  миру. Цели индивидуальные, коллективные и общественные всегда  согласуются, справедливо учитываются интересы всех. Наблюдается феномен  коллективного разума, когда мыслительные процессы взаимно усиливаются.



Коллективный разум: количество или качество?

В настоящем коллективе размер группы не несёт определяющего значения для возникновения феномена коллективного разума.

Чем  ниже уровень развития группы, тем большее значение для ее устойчивости  приобретает число членов. Оптимальной группа становится в результате не  увеличения или уменьшения ее размеров, а повышения уровня ее развития. А  развитие, как мы помним, определяется совместной деятельностью, целями,  структурой и динамикой групповых процессов.

Феномен коллективного разума отлично работает в группе от пяти и до пятнадцати человек.

Например,  снижается эффективность работы, когда более 15 человек в группе  социально-психологического тренинга (особая группа с искусственно  созданным коллективным разумом, регулируемым тренером).

Разделение  больших малоразвитых групп на малые группы необходимо, т.к. иначе  теряется их управляемость. Иногда необходимо и формирование групп  управления.

Потому, к примеру, в крупной традиционной общине  всегда формируется управленческий орган, обычно называемый Совет, часто -  Совет старейшин. И в таком Совете число участников обычно небольшое. В  афинском Ареопаге было 9 архонтов, в спартанской Герусии - 30 человек,  на Руси были старцы градские, предположительно также немногочисленные.

А  вот в иудейском синедрионе - 70 человек, в римском Сенате первоначально  - 100 человек. И современные советы достаточно многочисленные.

Насколько  крупные советы могли образовывать коллективный разум? Возможно,  фракции, партии и другие объединения могли бы достигать этого, если бы у  подобных групп не было своекорыстных, коррупционных или даже  антиобщественных интересов. Но вряд ли даже в рамках подобных  объединений люди способны находить общую деятельность, цели, интересы.  Скучающие и неадекватные депутаты тому пример. Там не только о  коллективном разуме речи нет, там вообще вопрос об осознанности и  наличии разума как такового.

Макаренко также шёл по пути  структурирования многочисленной колонии и формирования управляющей  структуры - советов, т.к. это помогает решать важные стратегические  вопросы, а малые группы управляются легче, и личностное развитие их и их  членов происходит быстрее.

Вообще исследовать большие социальные  группы достаточно проблематично. И сложно сказать, как работает  коллективный разум в группах более сотни или тысячи людей.

А как он работает на уровне огромного народа? Это вопрос вопросов.

Вообще  коллективный разум психологи не изучают, исследуют этот феномен  западные социологи, чаще используется термин "коллективный интеллект".

На  феномен впервые обратили внимание энтомологи, наблюдая его у муравьёв и  пчёл. Понятно, поведение людей отличается. Один человек обладает  субъектностью, волей и разумом в отличие от единичного муравья. Зато  семья пчёл, термитов или муравьёв вполне разумна, т.е. обладает  коллективным разумом.

Современный концепт коллективного интеллекта  родился под влиянием концепции «ноосферы» В.И. Вернадского и концепции  «мирового мозга» Г. Уэллса.

На феноменологию коллективного  бессознательного вышел психолог К.Г.Юнг. Это также дало представление о  том, как люди связаны через культурные коды. Для индивида область  архетипов остаётся неосознаваемой.

Также феномены группового поведения изучали этологи, заметив, как синхронизируются организмы в стае, стаде, рое и пр.

Толпа  - всегда объект и не обладает субъектностью, это рой, стадо, стая,  поведение реактивное, продиктовано инстинктом. Зато группа, в которой  появляется коллективный разум, коллектив или община, приобретает  субъектность. Т.е. способна на решения, ответственность, обладает волей и  самосознанием. В особые моменты в каком-то смысле человек, являясь  участником коллективного разума, расширяет своё Я до границ коллектива.  Подобное изменённое состояние сознания ни с чем не спутаешь.

Состояние  транса в толпе имеет подобное эмоциональное содержание, но здесь  человек ведом и воля его отключена, а состояние сознания напоминает  опьянение: туман и лёгкая эйфория.

Ощущения и эмоции в толпе  приятные. Повышается эмоциональность восприятия всего, что индивид видит  и слышит. Повышается внушаемость и заражаемость от эмоций других людей.  Поскольку уменьшается критическое отношение к самому себе, подавляется  чувство ответственности за собственное поведение. Появляется чувство  силы и ощущение анонимности и безнаказанности, уходят комплексы и  ограничения.

Внешне толпа часто деструктивна. Поскольку ведёт её  не разум, а эмоция, аффект, инстинкт. В особо сложных случаях умелые  манипуляторы могут направить толпу на разрушение

В какой момент группа из толпы превращается в нечто более конструктивное? С появлением общей деятельности, целей и лидеров.

Часто именно лидер задаёт вектор, по которому толпа начинает своё развитие.

Вожди, лидеры

Чем  менее развиты и самоосознаны члены группы, тем более группа напоминает  толпу. И наоборот: развитый коллектив - это когда каждый член группы  может быть лидером в своей специализации или в определённый момент брать  ответственность на себя, принимать оперативные решения.

Для  коллектива характерно отсутствие или минимальное проявление конформизма.  Т.е. по-простому, все члены группы высказывают своё мнение, готовы  брать ответственность и т.д. Но и проявление нонконформизма также  минимально. Члены группы относятся уважительно друг к другу и к  групповым целям, совместной деятельности.

Лидером изначально  становится более развитый, зрелый, соответственно он изначально играет  роль авторитета для остальных членов группы.

В толпе лидер может остальных завести, эмоционально накачать, мотивировать.

В коллективе лидер всегда ведёт всех и каждого к развитию, т.к. лучше распознаёт цели, мотивы, нюансы совместной деятельности.

Лидеры могут быть как позитивными, так и негативными. Т.е. формирующими как коллектив, так и антиколлектив.

О негативных лидерах и элитариях у нас есть большое исследование: ПСИХОПАТЫ.

Антилидер  свои личные цели всегда ставит выше групповых, и часто манипулирует,  заставляет группу обманом или запугиванием исполнять его желания или  потребности.

Если вспомнить, то все психопаты или психопатические  лидеры стараются держать людей в невежестве, в состоянии толпы. Способов  подавления толпы изобретено много, начиная с Макиавелли, заканчивая  исследованиями современных бихевиористов, западных социальных  психологов, маркетологов и пр. Выразить их можно просто: разделение и  стравливание.

Чаще всего негативные лидеры для поддержания людей в  состоянии толпы именно этим и занимаются. Дробят группы на всё более  мелкие и мелкие образования, вплоть до одиночных индивидуалистов, всё  время направляя их внимание не на сходства, а на различия, ориентируя  группу не на сотрудничество, а на конкуренцию, соперничество.

В прошлой части мы описали эксперимент с разделением детей на голубоглазых и кареглазых, описывающий, как работает этот механизм разобщения.

К  сожалению, люди в массе своей чрезвычайно инфантильны, как те дети из  эксперимента, и сформировать из них две толпы, которые будут ненавидеть  друг друга по любому надуманному поводу, для манипуляторов со стажем -  не проблема.

Две толпы футбольных фанатов ничем не отличаются, но  готовы растоптать конкурента за шарфик другого цвета. Украинцы и русские  ничем не отличаются, но телевизор им внушает ненавидеть друг друга. Из  новомодного - масочники-прививочники ненавидят  диссидентов-антипрививочников за их нонконформизм.

Осознанность? Не! Не слышали!..

Все нынешние идеологические и религиозные системы направлены именно на разделение людей.

Людей  очень долго отучали учиться, критически мыслить, осознавать свои  желания и эмоции, видеть закономерности, понимать происходящее… Что и называется инфантилизм. Они дети, но не счастливые, а глубоко травмированные и невротичные. Капитализм: невротики vs. психотики.

Даже  если выключить все телевизоры, по инерции люди сами будут искать врагов  ещё очень долго. Ведь привыкли концентрироваться на различиях. И снова  найдутся лидеры, которые найдут людям объект для слива негатива - врага,  который виноват во всех несчастьях. А пока толпы будут драться, за их  спинами паразиты будут получать свой гешефт.

Конечно, неестественно для человека жить как паразит, подавляя, разделяя, обманывая и манипулируя другими.

Однако,  если ты привык к паразитизму, если все твои предки так жили (как,  например, у "чёрной аристократии" Европы), то так удобнее управлять  человеческим стадом - держать их в конкуренции и невежестве дабы свой  статус паразита не потерять. А правят человечеством в основном пока  именно такие "элиты", к сожалению.

Коллектив под влиянием такого  лидера-манипулятора не формируется. Толпа остаётся толпой, а в худшем  случае превращается в антиколлектив.

Но есть чудная поговорка:  стая львов под управлением барана проиграет стаду баранов под  руководством льва. Очень много зависит от лидера группы. Люди пока  остаются лишь социальными животными и без управления сформировать  коллектив мы не в состоянии.

Какие ловушки есть на пути развития  коллектива? Почему некоторые группы превращаются в антиколлектив и что  это за чудище? Продолжим изучать, как преодолеть современный тотальный  индивидуализм?

Разберёмся в следующей части.

Продолжение следует

НЕРАЗБУДДИЗМ

Previous post Next post
Up