Способы идеального управления (манипулирования) толпой обычно обозначают, как 3С, 4П, 5К и т.п.
Например, в маркетинге: “4Р”: Product, Price, Promotion, Place. Или принцип 3П в рекламе: понятность, предсказуемость, последовательность. И т.д.
Есть вариант: AIDAS - типа, айда к нам с удовольствием!
Самый «крутой» принцип 3С. Он в рекламе и создании самого «убойного» контента обычно выражается так: смерть, смех, секс. В интерпретации мистера Фримена: жрать, с*ать, ржать.
Для копирайта этот принцип выражен, как 5С самых топовых, цепляющих тем: смех, секс, сплетни, слёзы, страх.
Но самым точным будет, если мы этот принцип согласуем с инстинктами.
Инстинкт, если по-простому, - это поведенческая программа, некий шаблон, матрица.
Как у кошки, которая зарывает свои какахи даже если песка в лотке нет. Как у любого соловья в мире на протяжении тысяч лет в брачный период для самки поётся одна и та же мелодия.
Поведение людей не так жёстко обусловлено. Но инстинкты есть.Если обобщить, есть 7 основных инстинктов:
- самосохранения
- ориентировочно-поисковый
- пищевой (голод и жажда)
- адаптационный (территория, дом, уют, собирательство, миграция и пр.)
- продолжения рода (секс и родительство)
- коммуникативного взаимодействия (мимика, пантомимика, интонации и прочая невербалика)
- иерархический (доминирования, стайно-стадный инстинкт)
Полагаете, через эти программы никто не управляет нами? Нет, именно инстинкты под прицелом у манипуляторов: рекламистов-маркетологов, проповедников, пиарщиков, идеологов-пропагандистов и прочих экспертов.
Отсюда и опорные темы для всего мейнстрима в новостях, для рекламы, шоу-бизнеса, кино и пр. Такое управление не имеет структуры и иерархии, его ещё называют бесструктурным. Толпа на улице или в соцсетях подчиняется именно таким информационным месседжам. Эти посылы включают алгоритмы инстинктивного поведения, и индивиды выполняют программу как бы сами по себе. А любой когнитивный диссонанс, возникший под внешним влиянием, индивид нейтрализует тем, что называет это собственным решением, поддаваясь иллюзии свободного выбора.
Подкрепляется это поведение просто: гормоны, гормоны, гормоны, плюс комплекс нейромедиаторов. Дофамин, серотонин, адреналин, норадреналин, тестостерон, эстрогены и пр. Бонусом в тему серия статей:
Мир тотальной фрустрации В принципах такого управления используются закономерности физиологии, психологии, конфликтологии, социологии, биологии, этологии. Опора в первую очередь на науки о поведении.
Итак, наши 3С преобразовались в 7С.И принцип 7С будет звучать так:
- страх ,
- слухи (сплетни),
- снедь
- строй (система)
- секс (соблазн)
- связь (смех)
- статус
Но дабы не натягивать сову на глобус условностями буквы “С”, можем то же самое изложить в буквах “П”:
- Покой
- Польза
- Пища
- Порядок
- Пол (пихание)
- Пыл (переживание)
- Положение (престиж)
Ради интереса, можно и на прочие буквы поискать синонимы или квазисинонимы. Потренируйтесь, кому интересно!
7+7 глаголов, например: напугай/успокой, заинтересуй/удиви, накорми/удовлетвори, приюти/осчастливь, соблазни/приласкай, рассмеши/посочувствуй, похвали/унизь.
Дело не в словах, а в принципе, будь он хоть 7С, хоть 7П или 7Г, суть одна: управление через инстинкты.
Потому, например, и появляется «вирусный» контент. Такой, что опирается в управлении нами на самое глубинное. На то, что некоторые учёные обозвали как «рептильный мозг». Проникая в глубины подсознания, такой контент воздействует прямо на инстинкт. Пробуждает самые глубоко скрытые реакции.
Механизм инстинкта прост, он складывается из рефлексов. Формула рефлекса изначально предполагалась, как «стимул -> реакция», чуть позже формулу уточняли, обогащали, но всё сводилось к тому, что всё поведение человека, даже мышление, расценивалось, как скрытая моторная активность, выступающая заместителем действия. Все феномены, явления, состояния, процессы психики есть реакции, - так говорят бихевиористы. И тут не важно, насколько для нас это субъективно значимо.
Наше внутреннее животное вполне управляемо при помощи условного кнута и пряника. Если нет безусловных рефлексов, то формируем условные, научаем, формируем реакцию, как у собачки Павлова. Но все равно с опорой на базовые основные инстинкты.
Причём для принципа управления кнутом и пряником без разницы: это рабовладельческий строй или современный социал-либеральный капитализм. Меняется лишь культурная стилистика, образы кнутов и пряников, но не суть. Вместо пряника теперь деньги, блага цивилизации, а вместо кнута - страхи на любой вкус.
Опираемся на внутреннее животное!
Тем более, что уже потребители заточены:
Инфантилы и зверушки с "клиповым мышлением"К примеру, как в рекламе (даже в дешёвой, не говоря уже о серьёзной) используются инстинкты:
- Самая безопасная безопасность в мире!
- Всё про всех и про всё знать, быть в курсе всех новостей!
- Этот вкусный вкус соблазняет вкусовым соблазном и море соблазнительного вкуса искушает вкусить соблазн…
- Уютный уют укутывает вас негой уюта…
- Страсть прорывается как взрыв, непреодолимое желание и влечение…
- Бьём на жалость в роликах, типа, "спаси Еву, спаси Адель, спаси Вазгена…"
- Ты ведь самый крутой! Отличайся от всех!..
И масса подобных вариантов.
Другое дело, что словами это не всегда работает, зато через образы!.. Самое то!
«Рептильный мозг» по-русски не понимает, ему в картинках информацию, стимулы подавай! Дабы реакцию спровоцировать! Никто к нашему человеческому рацио уже давно не обращается! Только к эмоциям! Страх, смех, слёзы!..Т.е. 7С, 7П или 7 глаголов. Вооружились? Ну, в бой!
Подпишитесь на наш канал
НЕРАЗБУДДИЗМ