Мы живём в мире ненатуральном, полном имитации. Куда там Морфеусу с его матрицей! Всё гораздо реальнее, а потому круче. Сразу небольшой спойлер: это именно тот аспект жизни, из-за которого мы не можем быть полноценно счастливы.
Под эту систему тотальной имитации даже заточена современная культура, так называемый, постмодерн.
О чём, к примеру, замечательный фильм Ю.А.Быкова "Дурак"? Что именно мешает нам полноценно ощущать удовольствие и счастье от жизни? Что именно не так в той системе, в которой мы с вами существует?
Имитация жизни
Конечно, не все мы имитируем деятельность или даже жизнедеятельность. Но тренды таковы, что порой приходится быть не собой, а изображать что-то из себя.
Как минимум, девушки без ежеутреннего макияжа ни на улицу, ни в сеть… Мужчины в этом плане попроще, нам реже приходится изображать что-то внешнее. Зато мы часто пытаемся казаться умнее, богаче, сильнее, чем есть на самом деле.
Это уже на уровне инстинктов - социальный статус это ведь лишь преображённый животный статус в стае, стаде.
Но ведь имитация в данном случае полезна. Мы хотя бы следим за собой, чтобы не превращаться в алкашей и бомжей, т.е. тех, кто забил на понятие статуса.
Имитация жизни идёт по кругу. Семьи и тусовки вместо того, чтобы жить, играют в психологические игры, типа, треугольника Карпмана с жертвами, агрессорами и спасителями. Девушки имитируют влюблённость, чтобы выскочить за богатенького. Парни имитируют влюблённость, чтоб потрахаться. В постели женщины имитируют оргазм. Дети имитируют послушание родителям. И т.д.
Есть в нашем обществе ещё такая установка, как мерило успеха. Как у нас принято? Важно не быть успешным, а казаться таковым. Тачка, тёлочки, кэш… Или вариант противоположный - папик, домик, фоточки…
Понты, понты…
И сколько таких несчастных людей, что имитируют счастливую жизнь, ведомые установками на успех, безудержное потребление, престиж… Вместо того, чтобы заниматься тем, что хочется, они заняты "крысиными бегами" и тем, что "так принято", "делают все", "считается правильным"... Не быть, а казаться.
А когда не получается соответствовать понтам, можно ведь сыграть в жертву, и всегда найдётся тот, кто тебя пожалеет!
Вместо счастливой жизни, люди заняты психологическими играми.
Имитация деятельности
А в деловых отношениях. Как часто мы не исполняем обязанности, а лишь имитируем их.
О какой карьере и успешности можно говорить, если вместо работы лишь делать вид, изображать её?
Но система на удивление настроена на подобную "карьеру", и имитаторы вполне могут продвигаться по иерархии вверх.
Современный менеджмент с точки зрения количества лазеек для имитации - просто склад с кладами!
Современное управление
заточено на то, чтобы заставлять людей работать за копейки. А для этого надо собрать максимально неуверенных в себе и желательно невежественных. А кто ещё готов работать в роли "офисного планктона"?!
Начальство заведомо не верит, что человек чем-то занят. Ведь судят чаще всего по себе! И чтобы подчинённого как-то проконтролировать, ему надо придумать систему отчётов.
Начнём с того, что любой формат отчётности или проверок - это имитация. Игра психологического характера, где проверяющие играют роль тех, кому как бы интересно, что покажут проверяемые. А вторые как бы имитируют страх и почтение. И усиленно делают вид, что старались изо всех сил.
Все происходит в рамках глобальной игры в презумпцию виновности. Заведомо все подчиненные в позиции жертвы, обязаны оправдываться или делать вид тотальной занятости и/или имитации бурной деятельности.
И ни те, ни другие не понимают, каким должен быть результат и как вообще надо управлять бизнес-процессами.
И такие "волны в тазике", "отсюда и до обеда" и прочие симбурдэ и ИБД выстраивают чудесную иерархию всей этой толпы манагеров в частном секторе и толпы коррупционеров и бюрократов в госорганах.
А ещё так замечательно имитаторы скачут перед каким-либо начальством. Стоит только президенту приехать или просто спланировать приезд в какой-то регион, тут же - бурная деятельность, растут потёмкинские деревни и прочее, и прочее. Все губернаторы и мэры такими гладкими становятся, стелятся перед вышестоящим, как пёсики, лижут пятки, целуют в попку.
И точно так же нижестоящие целуют в попку губернаторов и мэров. А ещё более низшие слои чиновников целуют тех, которые чуть повыше. Курятник ей-богу!
А есть ещё такое чудесное явление, как суд - имитация справедливости путём юридической процедуры. Великолепно это было описано в фильме "Трасса 60".
И так почти всё.
Имитация имитации
Однако этого мало. Имитация идёт дальше.
В телевизорах - спикеры, которые имитируют наличие мыслей. В офисах - начальники, имитирующие управленческую деятельность. В магазинах, транспорте, парках люди имитируют вежливость и покорность перед людьми в форме (полицейские, кондукторы, продавцы, врачи…). В школе дети и учителя имитируют учебный процесс…
Корпорации имитируют заботу об обществе. ВОЗ имитирует заботу о людях и борьбу с эпидемией. А как все имитируют защиту от некоего "жутко опасного вируса" ношением салфеточек на лице. А как чудесно МВФ, госбанки и правительства разных стран имитируют борьбу с кризисом, отвлекая внимание людей на коронобесие, выборобесие, новичковобесие и майданобесие… Ещё экологи имитируют борьбу с мусором, борясь за дифференциацию отходов по разным контейнерам, а потом сваливая всё в кучу на одном полигоне. Политики имитируют борьбу против всего плохого и за всё хорошее…
Ладно - театр, кино, телешоу, артистам за имитацию гонорары платят. Но имитация деятельности происходит чуть ли не повсеместно. Она социально одобряема.
Приговор системе
А знаете, что действительно страшно, на мой взгляд, - это имитация научных открытий. По факту делается масса разных открытий. Но бОльшая часть их основана либо на каких-то фейках, либо сама по себе является фейком. Это из разряда, "британские и американские учёные доказали, открыли, что…" и так далее, тут начинается какой-то лютый ппц, настолько оторванный от реальности, что сидишь и пытаешься понять, кто отдал гранд на такие исследования, на кой вообще нужно эти бредовые идеи продвигать, исследовать…
К примеру, "для успеха у мужчин женщина должна обнажать 40% поверхности тела… мини-юбки продлевают жизнь… время от времени ругаться матом полезно… Пьяные мужчины менее требовательны к красоте…" и т.д.
Всё это стало частью идеологии - потребительского отношения ко всему, либерализма, толерантности и пр.
Имитация эта напоминает период деградации СССР. Когда в управленческих и научно-исследовательских институтах 90% работников занимались чем угодно, но не непосредственной деятельностью, зато при приближении начальства тут же имитировали бурную деятельность. Кино "Служебный роман" видели? Вот там наглядно показана эта система ИБД.
Самое грустное, что обучение ИБД начинается ещё в детстве. Не обучение в прямом смысле, а скорее закрепление соответствующего поведения.
Когда в садике и школе поощряются внешние атрибуты дисциплины в ущерб осознанности и нравственно-волевому поведению. Пока учитель следит, все такие замечательные, а только тот отвернётся, тут же гадят.
Детей дрессируют, как животных в соответствии с принципом “кнут и пряник”. Апеллировать к сознанию некогда, скорость учебного процесса требует быстрых решений: наорать, надавить, наказать, либо похвалить, оценить, поощрить… А потом просто некогда обсуждать произошедшее, педагогу столько ещё писанины надо сдать, что ему не до воспитательного процесса.
В школе детей не учат, а дрессируют имитировать деятельность. К примеру, сдавать экзамены. Или так называемые открытые уроки, где выдрессированные дети имитируют учебный процесс, демонстрируют по сути не урок, а театральную постановку. Причём все проверяющие, присутствующие на уроке, знают суть происходящего. Но включаются в эту игру, потом хвалят учителя, и все вместе отмечают событие под водочку и шампусик.
А что требовать от учителя? Он также бОльшую часть своей работы выполняет на автомате, неосознанно, и, конечно, имитирует бурную деятельность.
Нынешняя образовательная система (с элементами “болонской системы”) заслуживает отдельного описания. Присоединение стран бывшего СССР к этой системе недаром называют вредительством, загубившим советские традиции.
Есть главное правило любого успешного общества: нужна правильная педагогика и научно обоснованная система образования. Почему в передовых школах для “элиты” за рубежом изучают систему А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, принципы Л.С.Выготского и всех гениальных педагогов и психологов СССР? А во всех прочих школах “для быдла” - болонский процесс от безымянных толерантно-либеральных разработчиков.
Хотя есть и плюсы: у нас в большинстве школ происходит лишь имитация либеральных реформ.
И так кругом. Скрытое сопротивление. И это нормально. Так наша психика защищается.
Отсюда и двойная мораль, и двойные стандарты, и запреты запретов. Как, например, в либеральной Европе и США. Типа, все свободны, но меньшинства (в любой системе дифференциации штанов) - свободнее. В правах все равны, но кто-то ровнее. Запрещать ничего нельзя, но традиции надо запретить, т.к. там есть запреты.
И эта имитация свободы доходит до такого абсурдного гротеска, что со стороны кажется, будто Запад занят самоуничтожением, регулярно стреляя себе то в ногу, то в голову, то по яйцам…
Рыба гниёт с головы. Это уже очевидно не только конспирологам, но и всем - "элиты" не справляются, не понимают, что происходит системный кризис, у них нет понимания будущего.
Люди не на своём месте. Они заняты не тем, к чему у них есть способности, не тем, что нравится и в удовольствие, а тем, что предлагает рынок труда, тем, что не даст умереть, но и жить нормально тоже не даст.
Даже трудоголизм - обратная сторона имитации. Как и любая аддикция, будь то алкоголизм, лудомания и пр. - это потеря меры и уход от действительности ради того, чтобы забыться и не думать... Хотя не исключено, что имитировать можно даже трудоголизм.
Люди заняты имитацией деятельности лишь потому, что им не нравится то, чем они заняты. И это касается всех слоёв населения, как управленцев, так и исполнителей.
Выход из матрицы ИБД
Ну, вот скажите, вам самим приятно участвовать в этой игре в имитацию деятельности?
Вспомните, как на это лицемерие реагируют подростки. Как вы сами реагировали на эту систему ИБД. Закономерный протест. Конечно, у подростков это происходит больше на уровне рефлексов. Но мы, взрослые, замечая это, злимся, бесимся от бессилия.
У каждого из нас есть такая реакция, но она подавляется.
Бороться с системой не получится, она уже по инерции катится с горы в пропасть, и становиться на её дороге, как и пытаться её спасти, это то же самое, что быть дураком, спасающим разрушение дома из фильма Ю.А.Быкова "Дурак".
В социальном плане выход может быть. Либо объективный - как слом системы из-за тотальной её неконгруэнтности и неадекватности, она просто обрушится. Либо волевой - через революцию.
Система развалится, как в своё время СССР.
В психологическом плане это решается легче. Но тоже требует нравственно-волевых усилий. Что может воспроизвести отнюдь не каждый, только тот, кто достаточно психологически взрослый.
Что-то изображать из себя - на самом деле называется обман, ложь. Этот обман превращается затем в самообман.
Оболочка становится частью личности, а реальное подавляется, становится тенью. Происходит рассогласование внешнего и внутреннего, так называемая неконгруэнтность.
Это такое состояние, когда части личности конфликтуют друг с другом, человек не может понять, что ему надо, не может достичь результата, в наличии полное несоответствие слова и дела.
А дальше деградация и саморазрушение. И всё из-за потери адекватности. Внутренний мир человека входит в диссонанс с тем, каким он себя изображает, и с окружающим миром.
Как тут сохранить целостность и связь с действительностью?
Честность. Всего навсего. Перед собой и другими.
Но это не так просто. Ведь можно оказаться тем самым дураком из одноимённого фильма Ю.А.Быкова. И сыграть роль "спасателя", чтобы в итоге попасть и в роль "агрессора" и в роль "жертвы" в треугольнике Карпмана.
Система будет сопротивляться. И в первую очередь в виде нашего внутреннего сопротивления. Ведь часть её у нас в голове
в виде социальных установок, привычек, "зоны комфорта" или
даже "зоны конформизма".
Подписывайтесь на наш канал
НЕРАЗБУДДИЗМ